Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

дело, создать на смену разоренному фашистами Петергофу — Петродворцу круп­ ный центр обработки, огранки и полировки. СССР должен по праву занять в этом отношении первое место в мире; на Урале, в колыбели культуры камня, надо создавать заводы и мастерские для использования его громадных богатств самоцветного и цветного камня. Только теперь мы поставили проблему красоты города в целом, для разреше­ ния которой необходимы большие количества декоративного камня. Скоро поли­ рованный камень и самоцвет займут свое место в строительстве и ювелирном деле, прочно войдут в наш повседневный быт. Прикладное искусство должно воплощать в камне определенные идеи и, ис­ пользовав его особенности, связывать художественную мысль с задачами изделия. Эти вопросы имеют большое значение для человека, его настроения, самочувствия и работоспособности. П еред нашим прикладным искусством стоит задача внести в брошку и в кольцо, в пепельницу на столе, в мраморпую колонну или облицов­ ку зала худож ественное чутье и творческую мысль, которые одухотворяют ка­ мень, умело сочетая его собственную красоту с красотой замысла художника. Камень сейчас в руках человека — не забава и роскошь, а прекрасный ма­ териал, которому мы сумеем вернуть его место, материал, среди которого приятнее и веселее жить. Это не будет «драгоценный камень» — время его прошло; это будет самоцвет, дающий красоту жизни . На новых путях человеческой истории камень стал замечательным материалом, опорой точного прибора, неотъемлемой частью орудия; алмаз в буровой коронке стал для нас много ценней, чем алмазное ож е­ релье. Мы перестали смотреть на самоцвет как на элемент богатства, роскоши, тщес­ лавного самоукрашенин, в роли которого он выступал еще недавно. Его значение в истории материальной культуры человечества должно измеряться и определяться не денежной ценностью, которую представляет камень, а его замечательными т ех ­ ническими качествами, а такж е обаянием красоты, блеска и яркости, тем худож ест­ венным сочетанием природных свойств и творческого замысла, которое заставило еще на заре человеческой культуры смотреть на самоцвет или мрамор как на воплощение богатства и красок самой природы. В культуре будущ его, идущей по новым путям, камень как прекрасный материал природы войдет в повседневную жизнь. В нем человек будет видеть воплощение непревзойденных красок и нет­ ленности самой природы, к которым может прикоснуться только художник , горя­ щий огнем вдохновения. В строительстве и разнообразных видах искусства, в украш ениях, одежде, в народной фантазии сказок и народного эпоса, в поэтических образах изящной литературы — всюду камень играл огромную роль, вдохновляя художника, да­ вая незаменимый материал ваятелю и открывая широкий простор фантазии поэта. Поэтому камень — замечательный материал природы, на котором строились и будут строиться техника и прикладное и скусство,— является необходимым эле­ ментом общей культуры человечества.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz