Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

Второй район алтайских яшм лежит в отлогих предгориях хребтов, на запад от Колыванской фабрики. Среди мягкого холмистого ландшафта с небольшими хвойными лесками лежит ряд месторождений яшм совсем другого типа и внеш­ него вида — это знаменитые ревневская (в 50 км от фабрики) и юльцовская яшмы. Среди всех алтайских яшм наибольшей славой пользуется ревневский камень по красоте рисунка, грандиозности своих монолитов и по высоким техническим свойствам. В одних монолитах светлозеленые и темнозеленые полосы чередуются в пестром узоре, то сплетаясь, то резко обламываясь, то протягиваясь параллель­ но друг другу (зелено-волнистая яшма); в других — желто-зеленые светлые пят­ на (нарчевая яшма) включены в причудливое сплетение. О размерах монолитов этого месторождения говорит знаменитая ваза в Эрмитаже, размером 5 X 3 м, которая в первоначальном куске весила свыше 20 т, а сейч а с— 11 т. Много прекраснейших изделий выполнено из этой яшмы, но хороша она только в боль­ ших пещах, где во всем разнообразии выступает ее крупный рисунок. Много еще различных порфиров, гранитов, кварцитов и яшм знаем мы на Ал­ тае: черный локтевский порфир, напоминающий «базальты») Египта; красивые кварцевые порфиры светлых оттенков с большими, правильными кристаллами кварца; знаменитая палевская, или риддерская, яшма, красота которой запоми­ нается на всю жизнь; эта зеленая струйчатая порода — цвета яркой весенней зелени или синеватого тона морских водорослей — окружает и оплетает мягкие розовато-белые пятна. Известный художник Е . Е. Лансере считал эту яшму пре­ краснейшим художественным материалом. Но тяжелый путь к Риддерскому за ­ воду и далее через хребты мешал перевозке ее монолитов на шлифовальную фабрику в Колывани. Мы закончили беглый обзор отечественных яшм; словами нельзя передать их своеобразие и красоту, нельзя перечислить всех месторождений. Три замечательных качества определяют роль яшмы в истории культуры: 1) прочность, однородность и долговечность материала; 2) красота рисунка и тонов и, наконец, 3) грандиозность запасов и крупные размеры монолитов. Нет сомнения, что современная усовершенствованная техника резания и шли­ фования камня сумеет широко использовать этот вечный материал и что в будущем строительстве разнообразные сорта яшмы будут использованы так ж е широко, как и мрамор. Из маленького камня, обтачиваемого в скарабей или гемму, яшма превра­ тится в архтектурио-декоративный материал исключительного значения. Ведь рисунок пестрого цветного камня — это целая красочная гамма для художника и архитектора будущ его!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz