Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

свому великолепию с храмом Дианы в Эфесе». Знаменитый испанский писатель Сервантес в 1613 г. также писал о «редкостной пестроте яшмы». Эти же прекрасные фантастические картины мы видим на яшме известного русского месторождения в окрестностях Орска: вот бушующее море, покрытое серовато-зеленой пеной; на горизонте сквозь черные тучи пробивается огненная полоска заходящего солнца,— надо только врезать в бурное небо трепещущую чайку, чтобы достигнуть полной иллюзии; вот какой-то хаос красных тонов, что-то бешено мчится среди дыма и огня, и черная сказочная фигура резкими контурами выделяется на фоне бушующих стихий; вот мирный осенний ландшафт: голые де­ ревья, чистый первый сн ег ,— кое-где еще остатки зеленой травки; вот лепестки цветка яблони — они упали на поверхность воды и тихо качаются на волнах заснувшего пруда. Таких картин не перечесть; опытный мастер-художник читает па камне эти непонятные нам рисунки и, осторожно врезая иногда веточку, иногда полоску неба, усиливает и выявляет прекрасные рисунки природы. По этому новому пути камнерезного творчества пошла Петергофская гранильная фабрика, пытаясь воз­ родить то своеобразное искусство, которое создалось в Италии в эпоху Возрож де­ ния; то было время, когда из темнозеленого гелиотропа вырезали фигуры, и сп оль ­ зуя в качестве кровавых пятен красные железистые точки и включения; на пят­ нистом лазурите с его белыми пятнами рисовали целые пейзажи масляными кра­ сками на фоне природного неба. В конце XV I в. темп же красками рисовали на пластинках лучистого и натечного гипса огненно-ржавых оттенков, прекрасно ис­ пользуя ореолы сияния этого камня для картин из священного писания. Около Флоренции добывался знаменитый руинный мрамор, отполированные пластинки которого в пышных рамках изображали таинственные замки. Баварский лито­ графский камень с черными дендритами служил для изображ ения ландшафта; флорентийский кустарь искусно врезал в него домики из мраморов, фигуры поселян из яшм и лазурита, поляны и ручьи из разных сортов мраморов, змее­ вика и яшмы. Так в X V—XV I вв. положено было начало своеобразному использо­ ванию рисунка камня, и по этому пути пошла современная яшмовая мозаика, лишь немногими штрихами — инкрустациями дополняя природу. Этому помогали и находки многочисленных месторождений яшм во всех частях света: в пустынях Нубии и Египта, в Греции и Италии, в горах Средней Азии, в Северпой Америке и пустынях Австралии. Всюду встречалась яшма то отдель­ ными гальками или обломками, то целыми линзами и сплошными слоями; всюду давала она ценный материал для флорентийской мозаики и крупных декоратив­ ных изделий. Русские яшмы привлекали к себе внимание очень давно; еще с начала X V III в. у нас стали интересоваться «ясписами». В конце X V III в. па Академию Наук возложили организацию сбора и шлифовку ясписовых камней на находившейся в ее ведении Петергофской гранильной «мельнице». В 1735 г. императрица пере­ дала в Кунсткамеру присланные из Сибири ясписовые камни, «чтобы годные отшлифовать и оставить в Академии, остальные отправить обратно для убирания 342

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz