Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
что пьют «маскаты»; как говорят те, которые находят его, через него наводят страх на деревни и села...» Эти указания говорят о сложности и многообразии пород, обозначавшихся яш мой. Из этих цитат мы видим, что в древней и средневековой литературе под име нем яшмы подразумевались многочисленные разноцветные и пестрые камни. Эта ж е путаница понятий перешла и в Россию . Так, уж е в конце XV II в. находим ука зание на яшмы, например в «Росписи о камениях» (1682 г.): «Камень яшма, а в нем искра, что кровь смешалась; купят их в печатках недорого»1. Это указание, оче видно, относится к гелиотропу. Многообразие наших представлений о яшме, а также наблюдающаяся противоречивость онисанпй ее внешнего вида и технических свойств связаны с раз личными петрографическими характеристиками яшм и наличием в них постепен ных переходов в кремни, агаты и ониксы. Я не знаю других пород, которые были бы более разнообразны по своей окраске: все тона, за исключением чисто синего, нам известны в яшме, н перепле таются они иногда в сказочную картину. Самыми обычными цветами являются красный п зеленый, но к ним присоединяются черный, желтый, бурый, оранже вый, серо-фиолетовый, голубовато-зеленый и др. Яшма, как правило,— непро зрачный камень, и лишь в некоторых разностях слабая просвечиваемость даст ему особую глубину, благодаря которой получается мягкий, бархатистый тон (неко торые яшмы Алтая). Одни яшмы, например калканские — Южного Урала, отличаются стально-серым ровным сплошным тоном. В других ж е нас поражает пестрое смешение различных цветов, образующих самый разнообразный и при хотливый рисунок: цвета то располагаются ровными полосками, давая красивые ленточные яшмы, в которых темнокрасные полоски чередуются с густо- или ярко зелеными (кошкульдинская яшма на Южном Урале); то окраска причудливо беспорядочна, образуя волнистые, струйчатые, пятнистые, порфировые, брек чиевидные сорта. Часто разнообразные и сложные сочетания окрасок дают пестрый ковер, в котором рисуются фантастические узоры своеобразных картин. Еще в 1609 г. Боэций-де-Боот писал про цветные яшмы Богемии (горы Ко зак ов )2: «Иногда опи так естественно передают леса, поляны, деревья, тучи и реки, что па некотором расстоянии их можно принять не за камни, а за нарисованные картины. Из этих камней была приготовлена столешница, причем камни были так искусно вырезаны, что давалп полную иллюзию картины, сравнимой на 1 С а в в а и т о в . Описание старинной русской царской утвари. 1865, стр. 455. 2 Он восторженно пишет об этом, посещенном мною в 1936 г. действительно прекрасном месторождении: «Я собрал огромные количества яшм— красно-кровавых и пурпурных, белых, пестронветных, прекрасных, как бы в созданных самой чудесной природой сочетаниях». Однако использование богемских яшм началось гораздо раньте, так как яшмы украшали стены знамени той капеллы Владислава в Праге и ряд стен в часовне замка Карлштейн. О них пишут хроники 1347 г. Незабываемо впечатление от капеллы Владислава в нижней части собора, с полумраком которого так гармонируют мрачные красноватые н зеленые тона вулканических яшм Исполнно- вых гор. Старые хроники совершенно правильно называют камень яшмой. 341
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz