Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

добывавший ценнейший материал из каменоломен Греции и Египта. В Риме черпала эпоха Возрождения не только дивные античные формы порфировых, яшмовых и мраморных ваз, чаш и курильниц, но и сырой материал, извлекаемый из раскопок «вечного города» в виде обломков колонн и плпт, перерабатывавшихся в мастер­ ских Флоренции и Рима в XV и XV I вв. На этом ж е материале римских раскопок работала Италия и во второй половине X V III в ., когда, в подражание красоте прошлого, итальянские камнерезные мастерские вновь стали выпускать див­ ные изделия из различных нород. Образцами этой эпохи являются каменные изделия, украшавшие Павловский дворец-музей под Ленинградом, где многочисленные мелкие вазочки, обелиски и ча­ ши из твердого камия, сочетаясь с прекрасной, легкой бронзой, давали представле­ ние о декоративном искусстве X V III в. Приятный, сочный краспый тон порфиров с редкими черными скоплениями и жилками и большим количеством нежнорозо­ вых пятнышек полевого шпата позволяет нам судить о красоте римского твердого камня. Большие доски этого порфира покрывают столы в комнатах дворца, а колон­ ны из египетского «бехата» являются остатками пышности древнего Рима. За два почти тысячелетия колонны эти пострадали, и позднейшая шлифовка пыталась сгладить имевшиеся на камне выбоины. Красный античный порфир был открыт в России в годы, когда создавался Пав­ ловский дворец и его владетели были озабочены декоративным убранством парад­ ных зал. Екатерина II принимала все меры, чтобы украсить свои дворцы рус­ ским камнем. В диких ущельях Алтая были открыты дивные сорта порфнров, сохранивших с тех времен неправильное название яшмы. Несколько партий отваж­ ных искателей узорчатого камня были отправлены в горы Алтая. Одна из них, под начальством Петра Шангина, в 1786 г. открыла богатейшие месторождения красных, фиолетовых, серых, белых и черных порфиров в ущельях бешеной речки Коргои. Среди них был найден и красный античный сорт, очень похожий на зна­ менитую египетскую породу, по с вкраплинами не розоватого, а белого цвета. В Локтевском заводе, на р. Алое, в этот ж е год была заложена шлифовальная мель­ ница, и самыми первобытными способами начали готовить большие вазы по ан ­ тичным рисункам. Сначала для этой цели использовался черный локтевский пор­ фир с белыми вкрапленниками, большая ваза из которого хранится в кладовых дворца-музея. После первой находки Шаигина занялись обработкой порфиров- яшм Коргопа, и красная античная порода наравне с серо-фиолетовой сделалась излюбленным материалом шлифовальной мельницы. Одна из трех, почти одина­ ковых ваз этой эпохи помочена 1789 г. и сделана рукой знаменитого мастера Стршккова, которому Россия обязана зарождением на Алтае камнерезного дела, получившего потом мировую славу. На постаменте из малахитовой мозаики с ши­ роким бандо из античного норфира возвышается эта ваза простых очертаний римского типа с характерной бронзой Людовика X V I . Простота обработки камня переплетается здесь с некоторой витиеватостью бронзовой отделки, но общее де­ коративное впечатление прекрасно и истинно художественно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz