Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
Сложные химические процессы определяют образование цветных мраморов, и не всегда ясны геологические условия, которые создали ту пеструю палитру красок, которой мы восторгаемся в мраморных облицовках и и зделиях. Во всех почти странах мы зпаем пестроцветные мраморы. В начале X IX в. в Норвегии была открыта замечательная бело-розовая брекчия, в которой обломки породы как бы обтекаются зеленоватыми морскими волнами. Очень много раз нообразных цветных мраморов дают Германия, Бельгия и Франция. Среди бель гийских камней особенно известен красиый мрамор с белыми пятнами и жилами, столь часто называемый «колбасным». Во французских Пиренеях встречаются темно красные мраморы с белыми пятнами, черные с золотистыми жилками, охристо желтые с красными разводами. Много прекрасных цветных камней давала древняя Греция, славившаяся также белыми статуарными мраморами. Около Л а риссы в Фессалии известны брекчиевидные змеевики с пятнами белого и светло зеленого кальцита, которые под названием «вердеантико» получили широкое при менение в эпоху расцвета Рима; позднее в огромных количествах этот фессалий ский мрамор шел на украшение храма Софии в Константинополе. Месторождения его были забыты и потеряны, пока в 1886 г. их заново не открыли англичане, и мра мор под именем фессалийского стал широко применяться в разных постройках нового времени, особенно в России, куда он ввозился через Одессу. Под общим именем нумидийскпх известны экзотичные и изящные мраморы Туниса и Алжира. Их желтые, палево-розовые и коричневатые краски богаты и причудливы, рису нок тонок н резок. Добыча их началась за 200 лет до н. э. и они были в моде в эпоху Нерона. Громадными богатствами цветного мрамора располагает Италия. Сотии его разновидностей описывают старые знатоки итальянских мраморов, известных еще со времен этрусков; они создали славу, красоту и многообразие тонов древних зданий Рима, Флоренции, Пизы, Сиены, Венеции. Вот знаменитый мрамор «павонаццо» (pavonazzo) — красный, желтоватый с золотистыми и темнокрасными жилками; сочетание тонов в нем напоминает цвета павлииьих перьев, чем и вызвано название этого мрамора (по-итальянски «pavone» — павлин). Вот брекчия «di seravezza», прекрасный камень из белых, желтоватых, красноватых, фиолетовых, а иногда даже яркозеленых обломков. Исключительная красота этой брекчии привлекала особое внимание художников древнего Рима п Франции, куда он вывозился в X V III в. Вот знаменитые сорта веронского красного мрамора, мягкого красивейшего камня с миндалевидными розовыми пятнами и редкими белыми жилками. Он прекрасно гармонирует со сверкающей бронзой во Дворце дожей в Венеции. Вот портор — носитель золота (Porte d ’oro) — замечательный мрамор черного цвета с тонкими золотыми ж и л ками. Каменоломпи этого кампя расположены в Лигурии , на месте, где стоял раньше храм, посвященный Венере. С ним связано много исторических воспоми наний, описаппых в романе Жорж Занд «Он и она». Я не продолжаю этого описания, так как для мрамора, тем более пестро цветного, трудно найти подходящие слова. Нельзя выразить словами ни узора, 336
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz