Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
итальянского или французского происхождения. Вскоре, однако, хрусталь и его обработка стали известны и в Германии, особенно в Нюрнберге и Аугсбурге, центрах процветавшего в годы Возрождения производства золотых и серебряных изделий. Хрустальные сосуды сочетались с красивыми золотыми оправами, которые часто украшались эмалыо и алмазами, изумрудами и рубинами. О любви к' таким сосудам свидетельствуют образцы, составляющие гордость княжеских сокровищниц и «кунсткамер». Среди крупных изделий из горного хрусталя в СССР следует отметить храня щийся в Оружейной палате самовар Петра I. На церкви Вознесения в Ленинграде Пыли хрустальные кресты, на которые пошли гальки чистейшей воды из россыпей Среднего Урала. За шесть галек в 15 кг заплатили 200 руб. золотом, так как комис сионерам Петергофской фабрики с трудом удалось скупить в 1902 г. материал н уж ной величины; в это время большие гальки горного хрусталя попадались уж е крайне редко. Особенно замечателен большой крест над главным иконостасом, состоя щий из 116 камней. Вероятно, лучшим образцом резного русского мастерства является печать, изображающая Атласа, несущего земной шар. Китайские камнерезы выполняли на протяжении столетий прекрасные произве дения искусства из прозрачного кварца, как то: вазы, табакерки, чернильницы, кадила, подвески и фигурки. Все эти предметы (за исключением чернильниц) д е лались также из дымчатого кварца, аметиста и розового кварца. Широкое распро странение в Китае изделий из горного хрусталя можно объяснить тем, что стекло стало обрабатываться здесь лишь после V II в., а до этого прозрачный хрусталь оставался незаменимым материалом. В Мексике известно очень древнее изображение человеческого черепа, выре занное из горного хрусталя. Этот череп являлся предметом величайшего почи тания местных обитателей, приписывавших ему какое-то, но вполне понятное, религиозное значение. С древнейших времен изделиями из хрусталя славилась Индия, пользовавшая ся этим материалом для небольших художественных предметов. До конца X IX в. он обрабатывался в гранильных мастерских, особенно в Шанджорском округе Мадраса, где его главным образом шлифовали в виде бриллиантов, роз и кабошо нов. В старину г. Дели славился искусной обработкой хрусталя; почти все д о шедшие до нас изделия индийского происхождения изготовлены в Доли из мате риала, добытого в Аурангпуре, в 15 милях от Д ели . Этот хрусталь, отличавшийся прозрачностью и встречавшийся в больших кристаллах, шел на изготовление чаш, ваз и бокалов. В Индии горный хрусталь добывался н из других месторождений — в Каш мире и Непале; однако они плохо изучены, п лишь в 1942 г. на них обратили внима ние и начали разрабатывать для радиотехники. Среди произведений искусства из хрусталя ничто не привлекает такого внима ния, как прекрасные шары из кристаллов прозрачного кварца. На заре истории индусы знали уж е «читающие шары». Для той ж е цели они употреблялись пред сказателями Греции и Рима. Даж е в наше время небольшие шары пользуются О О о 0 - 0 21*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz