Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

итальянского или французского происхождения. Вскоре, однако, хрусталь и его обработка стали известны и в Германии, особенно в Нюрнберге и Аугсбурге, центрах процветавшего в годы Возрождения производства золотых и серебряных изделий. Хрустальные сосуды сочетались с красивыми золотыми оправами, которые часто украшались эмалыо и алмазами, изумрудами и рубинами. О любви к' таким сосудам свидетельствуют образцы, составляющие гордость княжеских сокровищниц и «кунсткамер». Среди крупных изделий из горного хрусталя в СССР следует отметить храня­ щийся в Оружейной палате самовар Петра I. На церкви Вознесения в Ленинграде Пыли хрустальные кресты, на которые пошли гальки чистейшей воды из россыпей Среднего Урала. За шесть галек в 15 кг заплатили 200 руб. золотом, так как комис­ сионерам Петергофской фабрики с трудом удалось скупить в 1902 г. материал н уж ­ ной величины; в это время большие гальки горного хрусталя попадались уж е крайне редко. Особенно замечателен большой крест над главным иконостасом, состоя­ щий из 116 камней. Вероятно, лучшим образцом резного русского мастерства является печать, изображающая Атласа, несущего земной шар. Китайские камнерезы выполняли на протяжении столетий прекрасные произве­ дения искусства из прозрачного кварца, как то: вазы, табакерки, чернильницы, кадила, подвески и фигурки. Все эти предметы (за исключением чернильниц) д е ­ лались также из дымчатого кварца, аметиста и розового кварца. Широкое распро­ странение в Китае изделий из горного хрусталя можно объяснить тем, что стекло стало обрабатываться здесь лишь после V II в., а до этого прозрачный хрусталь оставался незаменимым материалом. В Мексике известно очень древнее изображение человеческого черепа, выре­ занное из горного хрусталя. Этот череп являлся предметом величайшего почи­ тания местных обитателей, приписывавших ему какое-то, но вполне понятное, религиозное значение. С древнейших времен изделиями из хрусталя славилась Индия, пользовавшая­ ся этим материалом для небольших художественных предметов. До конца X IX в. он обрабатывался в гранильных мастерских, особенно в Шанджорском округе Мадраса, где его главным образом шлифовали в виде бриллиантов, роз и кабошо­ нов. В старину г. Дели славился искусной обработкой хрусталя; почти все д о ­ шедшие до нас изделия индийского происхождения изготовлены в Доли из мате­ риала, добытого в Аурангпуре, в 15 милях от Д ели . Этот хрусталь, отличавшийся прозрачностью и встречавшийся в больших кристаллах, шел на изготовление чаш, ваз и бокалов. В Индии горный хрусталь добывался н из других месторождений — в Каш­ мире и Непале; однако они плохо изучены, п лишь в 1942 г. на них обратили внима­ ние и начали разрабатывать для радиотехники. Среди произведений искусства из хрусталя ничто не привлекает такого внима­ ния, как прекрасные шары из кристаллов прозрачного кварца. На заре истории индусы знали уж е «читающие шары». Для той ж е цели они употреблялись пред­ сказателями Греции и Рима. Даж е в наше время небольшие шары пользуются О О о 0 - 0 21*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz