Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

символом скромности и чистоты; он вызывал удивление ие только у народов Гре­ ции и Рима, но также Индии, Китая и Египта. Греки и римляне издавна применяли горный хрусталь для украшений и печа­ тей; с особой любовью относились они к чашам и вазам из хрусталя, которые по­ крывали прекрасной резьбой. Известно, что Нерону принадлежали два редких и прекрасных кубка для питья, сделанных из лишенного изъянов кристалла горного хрусталя. Одним из красивейших римских предметов, когда-либо сделанных из одного кристалла кварца, была урна около 30 см в диаметре и 27 см высотой, которая хра­ нится сейчас среди национальных драгоценностей Франции. Европейскими мастерами X I—XV вв. были созданы прекрасные изделия из горного хрусталя . Па нервом месте следует назвать всякого рода чашн, бокалы и вазы тех времен, когда стекло или не было изобретено, или обработка его нахо­ дилась лишь в зачаточном состоянии. Но и впоследствии хрустальные сосуды принадлежали к самым излюбленным и ценным предметам роскоши и культа. Как в Европе, так и в Китае хрусталь очень часто обрабатывался в виде печатен; он особенно пригоден для этой цели, так как отлично принимает гравировку и поли­ ровку, что имеет важное значение для изделий этого рода. Кроме того, хрусталь, наряду с драгоценными камнями, в старину употреблялся для всякого рода украшений и шлифовался в виде бриллианта и розы, реже в форме кабошонов. Большую роль играла в X —XV вв. резьба на горном хрустале; художники -рез­ чики искусно наносили рисунок, не только усиливая красоту камня, по и скрывая его недостатки. Б средние века горный хрусталь стал широко применяться для изготовления церковных чаш, светильников, торшеров, для украшения ор у ­ жия п уздечек . Нередко под прозрачные камни из хрусталя подкладывалась фольга красных, золотистых, желтых и зеленых тонов, благодаря чему такие камни приобретали характер настоящих самоцветов1. Художественная обработка горного хрусталя особенно расцвела в X —X I I вв. на Бостоке и в Византии, откуда она была перенесена в Венецию и Милан (напри­ мер, знаменитые изделия в церкви св. Марка). Долгое время центром обработки был Милан вследствие его близости к альпий­ ским месторождениям горного хрусталя . В этом же городе начали обрабатывать хрусталь для оптических целей. 15 средние века мы встречаем горный хрусталь круглой шлифовки в королевских венцах и сокровищницах знати наряду со всеми тогда известными драгоценными камнями; он ценился не ниже и х . В эпоху Возрождения , когда усилилась ж аж да красоты и появился исключительный интерес ко всему, что могло бы послужить искусству выдающуюся роль в Италии стали играть хрустальные сосуды 2. Большинство крупных предметов того времени — 1 Горный хрусталь черного циста в алхимии играл большую роль при попытках отыскать философский камень и изготовить золото. 2 С этого же времени (XVI и частично XV II вв.) начинается прнмснепне лучшего горного хрусталя в качестве плоского «стекла» для зеркал, миниатюр, табакерок и т. п. 322

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz