Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

но имеет с водой; мальчик настаивал на сходство и остался убежденным в этом. Автор добавляет, что психология этого мальчика была тождественна с психологией целых поколений, которые в течение многих столетий упорно стоялп на этой точке зрения. В 1592 г. английский поэт Роберт Грин писал: «Камень ценный — хрусталь, полон тайных качеств». Человек всегда интересовался замечательной симметрией горного хрусталя , и первые научные исследования «форм твердых тел» были навеяны наблюдения­ ми над совершенными кристаллами хрусталя. Изучая их наряду с кристаллами других минералов, Стено (1669), известный датский физик, теолог и геолог, устано­ вил закон постоянства углов кристаллов, являющийся отправным началом современной кристаллографии. Чрезвычайное обилие различных минералов группы кварца, многообразие их форм и господствующее положение в минеральном царстве способствовали тому, что эти минеральные виды стали наиболее изученными из всех, а история кварца проходит через всю минералогическую и i-еологическую литературу. Уж е в 1855 г. кристаллография кварца была полностью исследована д е-Клаузо, который соста­ вил и опубликовал в Париже свой классический «Мемуар о кристаллизации и внутренней структуре кварца». До настоящих дней горный хрусталь не только привлекает внимание и вызы­ вает интерес всех любителей минералов, но и играет важную роль в современной науке и многих промышленных областях. Название «кварц» представляет собою старый термин горняков Силезии, введенный в минералогическую литературу Агриколой в 1529 г. Кристаллические разновидности кварца прежде назывались «стекловидным кварцем» благодаря их стеклянному блеску. Г О Р НЫЙ Х Р У С Т А Л Ь В ИСКУССТВЕ Применения горного хрусталя очень различны, и можно было бы написать це­ лые тома, посвященные горному хрусталю в истории культуры, начиная с камен­ ного века, когда изготовлялись красивые прозрачные наконечники стрел, и кончая замечательными геммами и т. д. Благодаря своей лучезарной чистоте и чрезвычайной твердости горный хр у ­ сталь с древнейших времен ценился как прекрасный материал для художественной обработки; художники, умевшие использовать все особенности строения хрусталя, достигали поразительных по красоте эффектов, усугубляющихся при круглой шлифовке, которая вызывает более сильный блеск в хрустале, нежели грань. С незапамятных времен горный хрусталь и другие разновидности кварца употреблялись как материал для ценных произведений искусства. Известно много прекрасных резных вещей из хрусталя, относимых к древней микенской эре греческой истории. Горный хрусталь, по убеждению греков и римлян, был 21 А . Е. Ф ерсм ан, т. X o q j

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz