Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

С В Е Р К А ЮЩ И Е К А М Н И Для черною камня очень характерен переход его к блестящим камням; достаточ­ но вспомнить блестящий антрацит, который сочетает настоящий черный цвет с металлическим сверкающим отблеском. Черные камни по своей природе обладают совершенно особыми чертами: вме­ сто цветных тонов прозрачных самоцветов здесь возникает металлический блеск, как результат энергетического хаоса быстро двигающихся и неправильных атомов и ионов, меняющих свои места и сочетания. В черном камне тона траура и смерти сочетаются со сверкающим блеском цвета и жизни . Прозрачный алмаз и черный графит — это олицетворение противоречий двух миров и двух типов кристалличе­ ской структуры. К ограночным металлическим камням принадлежат пирит (марказит), гематит, ильменит, рутил. Интересно отметить, что зо л о т и с ты й колчедан, марказит, украшал еще изделия инков Южной Америки. В новое время этот минерал употреблялся для колец «маркиз», откуда и его название «марказит». Обычно форма марказитовых камней была круглая, так как огранка бриллиан­ том не удавалась ввиду хрупкости материала. Марказитовые ювелирные изделия, так ж е как и изделия из других заменителей алмазов, вошли в моду лишь о XV II в.; среди них известны очаровательные вещицы ювелирного искусства. Чаще всего марказит гранится в виде мелких камней, так как тогда блеск его значительно усиливается. В середине X IX в. наметился возврат моды на марка- знтовые ювелирные изделия. Перед второй мировой войной марказит (пирит) начал широко использоваться в мастерских Чехии, где камни гранились формой «розы» и даж е простым бриллиантом. Полировка этих камней не тускнеет, они очень красивы, в чем ял н ч н ом о г убедиться при осмотре различных ювелирных вещиц в 1930— 1936 гг. в Турнове (Чехословакия).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz