Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

9. Обсидиаи — природное стекло, то черное, то серебристое. 10. Черный мрамор — различных тонов и структур; особенно отметим хо­ лодно-черные тона мрамора Пиренеев и более теплые — мрамора Бельгии. 11. Черный «базальт» Египта — прекрасный материал для скульптуры , по­ добный чугуну. Издавна для черной раскраски камня использовали черные глины с примесью частиц угля или графита. Путем восстановления окиси ж елеза достигался блестя­ щий черный тон магнитной окиси, который характеризует лучшие керамические вазы древней Греции. Эти черные глиняные изделия при правильном обжиге х о ­ роши по цвету и издают настолько чистый звук при ударе, что кажутся настоящим черным камнем. Г р а ф и т. Изредка использовался для художественных изделий природный чистый графит. Упоминавшийся нами Алибер организовал художественную обра­ ботку особо ценных и однородных кусков ботогольского графита. Эти разнообраз­ ные п очень тонкие изделия, начиная с птичек, чаш и ваз и кончая художествен­ ными барельефами, экспонировались на выставках в Иркутске в 1860 г., а также в Петербурге и Лондоне в 1862 г. Самая замечательная группа была переданаАли - бером поело Лондоиской выставки в Музей искусств и ремесел в Париже и состояла из большого постамента с рядом аллегорических изображений . Она весила 600 кг н была доставлена в Париж гужевым транспортом через Москву в 100 ящиках. Алибер щедро раздавал свои изделия, и в большинстве крупных музеев Европы красовались «горки» из ботогольского графита с рекламами о сибирских каран­ даш ах. Столь ж е замечательны были изделия из курейского графита, привезенные известным пионером освоения Сибири, купцом Сидоровым. Вот что писал один английский журналист после осмотра всемирной выставки в Лондоне (1862 г.): «Россия опять нас удивила. В 1851 г. она щеголяла изделиями из малахита, великолепными ларцами и столами; ныне она поражает огромными кусками гра­ фита и большим валуном нефрита из Сибири, из которых превосходные худож е­ ственные изделия выставлены в Лондоне; ваза, имеющая не менее 90 см в попереч­ нике, наполненная живыми цветами, колонна коринфского ордена до 300 см вышиной н несколько мелких вещей в витрине, отчасти в сыром или полированном ви­ де, отчасти в разнообразных изделиях из графита, который, как известно, употреб­ лялся на выделку карандашей, так как доселе получались в Европе только мелкие куски его в виде призм. Сидоров, выставивший эти куски графита необыкновенной величины, является счастливым владельцем величайшей и обильнейшей графит­ ной ломки на берегах Енисея, в Сибири; но особенно замечательно, что из такого материала могло быть изготовлено такое превосходное художественное изделие, как эта ваза в стиле Боргезе, а еще удивительнее, что ее за несколько тысяч кило­ метров могли доставить на Лондонскую выставку без малейшего повреждения». Г а г а т н о б с и д и а н . Гагат, смолистый уголь, является прекрасным по­ делочным материалом, который издавна имел широкое применение для бус, четок, браслетов, ожерелий, брошек и других мелких изделий. Легкость обработки, 317

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz