Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

увлечение простотой античных форм. Известен оникс и в Англии, где он приме­ нялся еще в средние века для украшения церквей (Дербишир). Вновь началось увлечение ониксом в 50-х годах прошлого столетия, когда в Алжире французы при постройке дороги наткнулись на крупное месторождение оникса, образовавшегося из горячих источников. К лучшим изделиям из этого камня следует отнести грандиозную баллюстраду па лестнице театра Большой оперы в Париже. Потом были открыты богатейшие месторождения оникса в Мексике, а затем в штатах Калифорния и Арпзона (США). Мексиканский просвечивающий оникс считался священным камнем у ацтеков; он применялся для украшения храмов и для изготовления священных сосудов, с чем было связано его индейское имя «текали», что означает «храм». Зеленовато-желтые и серые сорта мексиканского камня стали излюбленным и широко распространенным материалом, из которого выделываются дешевые колонки под лампы, письменные приборы, небольшие столики и т. д. Замечательный мраморный оникс был открыт в 1930 г. в Словакии. Заканчивая историю этого камня, следует указать, что в Армении в начале 90-х годов прошлого столетия на труднодоступных горных вершинах около А хал - цыха, Карса и др. были открыты колоссальные месторождения оникса, сравнимые лишь с запасами берегов Урмийского озера. Из этих месторождений, очевидно, происходит камень старых церквей X I и X II вв. и старых могильных плит на кладбищах Закавказья. Центром производства изделий из мраморного оникса в Европе до мировой войны была Италия, особенно Вольтерра, где его наравне с алебастром обрабаты­ вали многочисленные мастерские. Здесь мастера научились получать красивый матовый тон, достигаемый нагреванием камня в воде при 30—40°. Такова история этого камня, на фоне которой интереснее будет описание тех немногих, но прекрасных изделий из мраморного опикса, которые храни ­ лись в Павловском дворце-музее (близ Ленинграда). В библиотеке Павла I наше вииманпе привлекали две столешницы — одна из них сильно пострадала, вероятно, во время пожара дворца, и была реставриро­ вана какими-то неискуспыми мастерами, другая принадлежала к прекраснейшим изделиям из этого благородного материала. В ней камень распилен перпен­ дикулярно к направлению лучистых кристалликов, которые росли из горячих растворов на стенках известняков. Большой интерес представляют три огромные вазы простых классических форм, в большом масштабе изображающие типичные алебастровые сосуды Египта и древней Греции: мягкий рисунок из перемежающихся полупрозрачных молочно­ белых, желтоватых и сероватых полосок, которые иногда прихотливо извиваются, иногда сходятся, чтобы разойтись вновь; простые строгие линии общего замысла и приятный общий желтоватый колорит, лишь несколько испорченный грубыми вставками при реставрации. Кто сделал эти вазы и откуда этот прекрасный камень? Скорее всего перед нами старинный африканский материал, обработан­ ный искусными руками флорентийских камперезов X V III в. 3U

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz