Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

В Вавилоне делали горшки из оникса для черных красок для волос. В эгейской культуре известны вазы из этого камня. Но особенное значение имел оникс, по данным раскопок, на Кипре, хотя возможно, что найденные там превос­ ходные вазы тончайшей работы из прекрасного материала были привезены из Египта. Самые древние изделия отиосятся к микенскому периоду, причем, вероятно, речь шла об ониксе, а не алебастре. . Общий анализ роли алебастра и оникса в Египте приводит пас к выводу, что под именем алебастрнта чаще всего разумелся мраморный оникс и что изделия из этого камня — баночки, вазы, горшочки и другие предметы получались дру­ гими странами Древнего Востока из Египта, и только в северном Иране существо­ вал другой район месторождений оникса, вероятно связанных с вулканами Дема­ венда. Источником оникса были также берегаУрмийского озера, где на склонах вул ­ канической горы Сагенда горячие растворы осаждали в трещинах натеки прекрасно­ го зеленоватого просвечивающего камня. У многих древних авторов под парица- тельным именем «алебастрон» подразумевались священные благовонные сосуды из оникса. Пахучие масла (особенно розовое) обязательно хранились в этих сосудах, и, по преданию, благовоние удерживалось в них долго после того, как масло было вылито. Древний Рим открыл на африканском побережье, против Сицилии, новые месторождения оникса в Карфагене, где арабы издавна добывали его и украшали им мечети. В цареградской Софии и в средневековых церквах этот камень при­ менялся для абажуров и даж е вместо оконпых стекол (например, в церкви св. Миниото во Флоренции и в церквах Равенны). На заре человеческой культуры мраморный оникс играл роль священного камня. Но затем на Востоке он использовался в архитектуре для полов, инкруста­ ции и мозаики стен, где прекрасно сочетался с мрамором (например, в мечети в Капре). Особенно широко применялся он для фонтанов и купален, где, просве­ чивая зелено-волнистым цветом сквозь воду горных потоков, сочетал розовые тона обнаженного тела с зеленым отливом ониксовых плит. Мы знаем из описаний Иосифа Флавия, в «Иудейской войне», что в храме Соломона залы, лишенпые окон, были построены из прекрасного оникса — «каппадокийского камня», столь прозрачного, что даже при запертых дверях залы оставались светлыми. Замечательные просвечивающие ониксы с белыми полосками привозили из Армении и из Ирана. Мы находим ряд интересных указаний на применение оникса в строительстве Самарканда, где в декоративном убранстве некоторых старинных сооружений наряду с мрамором использовался прекрасный оникс. Им облицован цоколь стен внутри мавзолея Гур-Эмира. При раскопках в Самарканде изредка встречаются обломки колонн и облицовочных плиток из оникса. Самаркандский оникс — облач­ ный, светлозеленый, напоминающий в лучших образцах цвет морской воды и просвечивающий по краям. Широко использовался оникс различных оттенков в эпоху Возрождения и по вторую половину XV III в., когда на смену вычурным формам «рокайль» пришло 310

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz