Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
В Вавилоне делали горшки из оникса для черных красок для волос. В эгейской культуре известны вазы из этого камня. Но особенное значение имел оникс, по данным раскопок, на Кипре, хотя возможно, что найденные там превос ходные вазы тончайшей работы из прекрасного материала были привезены из Египта. Самые древние изделия отиосятся к микенскому периоду, причем, вероятно, речь шла об ониксе, а не алебастре. . Общий анализ роли алебастра и оникса в Египте приводит пас к выводу, что под именем алебастрнта чаще всего разумелся мраморный оникс и что изделия из этого камня — баночки, вазы, горшочки и другие предметы получались дру гими странами Древнего Востока из Египта, и только в северном Иране существо вал другой район месторождений оникса, вероятно связанных с вулканами Дема венда. Источником оникса были также берегаУрмийского озера, где на склонах вул канической горы Сагенда горячие растворы осаждали в трещинах натеки прекрасно го зеленоватого просвечивающего камня. У многих древних авторов под парица- тельным именем «алебастрон» подразумевались священные благовонные сосуды из оникса. Пахучие масла (особенно розовое) обязательно хранились в этих сосудах, и, по преданию, благовоние удерживалось в них долго после того, как масло было вылито. Древний Рим открыл на африканском побережье, против Сицилии, новые месторождения оникса в Карфагене, где арабы издавна добывали его и украшали им мечети. В цареградской Софии и в средневековых церквах этот камень при менялся для абажуров и даж е вместо оконпых стекол (например, в церкви св. Миниото во Флоренции и в церквах Равенны). На заре человеческой культуры мраморный оникс играл роль священного камня. Но затем на Востоке он использовался в архитектуре для полов, инкруста ции и мозаики стен, где прекрасно сочетался с мрамором (например, в мечети в Капре). Особенно широко применялся он для фонтанов и купален, где, просве чивая зелено-волнистым цветом сквозь воду горных потоков, сочетал розовые тона обнаженного тела с зеленым отливом ониксовых плит. Мы знаем из описаний Иосифа Флавия, в «Иудейской войне», что в храме Соломона залы, лишенпые окон, были построены из прекрасного оникса — «каппадокийского камня», столь прозрачного, что даже при запертых дверях залы оставались светлыми. Замечательные просвечивающие ониксы с белыми полосками привозили из Армении и из Ирана. Мы находим ряд интересных указаний на применение оникса в строительстве Самарканда, где в декоративном убранстве некоторых старинных сооружений наряду с мрамором использовался прекрасный оникс. Им облицован цоколь стен внутри мавзолея Гур-Эмира. При раскопках в Самарканде изредка встречаются обломки колонн и облицовочных плиток из оникса. Самаркандский оникс — облач ный, светлозеленый, напоминающий в лучших образцах цвет морской воды и просвечивающий по краям. Широко использовался оникс различных оттенков в эпоху Возрождения и по вторую половину XV III в., когда на смену вычурным формам «рокайль» пришло 310
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz