Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

Коелгинский мрамор на Урале, залежи которого отличаются особой мощ­ ностью и монолитностью, является погодостойким, долговечным материалом, который может быть широко использован для облицовки фасадов общественных зданий, скульптуры и садово-парковой архитектуры , а также в различных видах художественной промышленности. 1Jo наши мраморные богатства еще не вполне изучены: в ряде райопов Союза имеются геологические предпосылки для нахожде­ ния белых мраморов. Недалеко то время, когда архитекторы и скульпторы СССР лэлучат в изобилии этот прекрасный, незаменимый для их творчества материал. Будущ ее за прекрасным мрамором! Укажем некоторые замечательные свойства белого мрамора. Прозрачность: лучший каррарский статуарио пропускает свет на глубину 3—4 см, паросский — на 3 ,5 см, а лучший пентеликонский — на 1,5 см. Прозрач­ ность мрамора не зависит ни от величины, ни от очертания зерен . Она объясняется одинаковой ориентировкой кристаллов кальцита, составляющих мрамор. Электропроводность чистого мрамора минимальна. Этим объясняется его при­ менение для распределительных досок и щитов в электротехнике. Пористость мрамора колеблется между 0 ,4 и 0 ,02% . Па заполированной поверхности плотного белого мрамора чернила не оставляют пятен. Прочность на сжатие колеблется от 1000 до 2000 кг/см2. Для характеристики химического состава белого мрамора можно привести следующий анализ лучшего каррарского мрамора (в %). У г л е к и с л о т а ....................................43,696 Окис и : К альцин .............................................55,380 М а г н и я ....................................... .....0,589 К а л и я ................................................. 0,0111 Н а т р и я ..................• . . . . 0,013 А л ю м и н и я ....................................0,050 Ж е л е з а .............................................0,005 Хлор ..................................................... 0,046 К и с л о т ы: С ер н а я ............................................ 0,018 А з о т н а я ....................................... .... 0,0002 Фосфорная . . ................................0,096 К р ем н е зем ............................................ 0,004 Органические вещества . . . . 0,008 Потери при а н а л и з е ...................... 0,022 АЛЕ Б А С Т Р Легкостью и прозрачностью веет от алебастровых изделий; опытный глаз художника сразу отличит пх от более массивных и глухих форм белого итальян­ ского мрамора. В алебастровых изделиях нет спокойных, выдержанных линий античных изделий из камня; это — легкая, ажурная , почти филигранная работа, начало которой было положено тосканскими мастерами в эпоху Возрождения . В пустынных и голых предгорьях Апеннин, полого спускающихся к Генуэзскому заливу, добывались в глинах глыбы алебастра, которые затем перевозились в кам­ нерезные мастерские, главным образом Вольтерры, воспетой многими писателя­ м и ,— этого заброшенного высоко в горах городка около Пизы. Здесь на токарных 306

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz