Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
Сеттиньяно, городка каменотесов и мраморщиков. Он лю бил ... самые каменоломни Каррары. Странные серые ники этих гор придают даж е в полдень всякому виду, в котором они участвуют, какую-то вечернюю тишину и торжественность. Он бродил среди них месяц за месяцем, пока, наконец, их бледные пепельные цвета пе перешли в его живопись». На верхней части головы «Давида» все еще остается кусок необра ботанного мрамора, точно это сделано ради желания сохранить его связь с тем местом, из которого он был иссечен. Но своего «Давида» Микель-Анджело целиком увидел в той мраморной глыбе, которая мпого лот праздно лежала под аркадами лоджий Ланци. На работу ваятеля он смотрел лишь как на освобождение тех форм, какие скрыты в мраморе и какие было дано открыть его гению. Так прозревал он внутреннюю жизнь всех вещей, д у х , живущий в мертвой только с виду материи камня. «Недаром трепещет мрамор передо мною»,— говорил Микель-Анджело1. Огромно значение камня в архитектуре и строительстве прошлого, но еще значительнее его роль в строительстве городов социалистического мира, тре бующего от камня красоты и величия. Природа предоставляет необходимые материалы для украшения наших го родов. Всякий раз, когда люди широко применяли мрамор в строительстве, по лучались образцовые произведения архитектуры. В области применения мрамора в искусстве на первом месте стоит архитек тура. В странах, где имеются месторождения мрамора, он исстари применялся в самых широких размерах для монументальных построек; это особенно относится к Греции и Италии. У древних пародов строили целые храмы из массивных мраморных глыб, затем стали выделывать из мрамора колонны, ступени лестниц и, наконец, стали облицовывать стены храмов, общественных и частных зданий более или менее тонкими мраморными плитами. Во всех странах, окружающих Средиземное море, применение мрамора в архитектуре постепенно росло; из него стали выделывать, помимо колонн, капителей, карнизов, лестниц, балконов и балюстрад, всевоз можные предметы для украшения садов и парков, фонтаны, скамьи, надгробные памятники, вазы, солнечные часы и пр. Настил полов давно уж е делался из мра морных плит или мозаики, а впоследствии мрамором стали пользоваться еще для каминов, столов, кресел и канделябров; вся эта декоративная часть убранства находилась в связи с архитектурой. В древние века применение мрамора достигло высокого развития; затем на ступила эпоха, когда его месторождения, за исключением немногих итальянских, были совершенно заброшены и забыты. Лишь в новейшее время удалось возобновить прежнее применение мрамора. Советский Союз располагает громадными ресурсами белого мрамора. У ж е сейчас на Урале известны его крупные месторождения, которые в ближайшие годы будут давать десятки тысяч кубических метров мраморных блоков. 1 Г1. М у р а т о в. Образы Италии, т . I, 1917. 304
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz