Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
место, где могла бы так чувствоваться, как здесь, прелесть мрамора. Во Флорен ции мало мрамора на улицах, и глаз, привыкший к строгости и скромности флорентийского pietra dura, бывает положительно ослеплен светлыми мраморны ми зданиями, возвышающимися на поросшей зеленой травой Пизанской пло щади. Чередование черных и белых полос, характерное для всей тосканской архитектуры, здесь счастливо сглажено временем. О нем легко можно забыть перед тонко желтеющим от древности и от осенних дождей благородным старым мрамором Баптистерия. Здесь можно забыть на время даж е о самой архитектуре всех этих зданий, помня только о священной белизне их стен и о свежей зелени окружающего их луга». Говоря о мраморе, следует помнить о дивном искусстве, оживляющем мертвый камень и сообщаю щем ему движение и чув ство, — о скульптуре. Лишь те страны, в недрах которых был этот благород ный камень, могли стать ме стами развития и расцвета скульптуры. Сравнивая ра боты флорентийских х уд ож ников Возрождения с рабо тами мастеров по ту сторону Альп, следует считаться с тем, что северным мастерам при ходилось иметь дело в лучшем случае с обыкновенным из вестняком, преимущественно ж е с песчаником, а этот материал не допускает такой тонкой работы, как мрамор. * Великие скульпторы эпохи Возрождения видели в мраморе идеальный материал для осуществления своих творческих замыслов. «Вещество скульптурных форм, материал своего искус ства Микель-Анджело ощу щал с более чем естественной силой. Он часто говорил, Падающая башня (кампанила) в Пизе us каррарского что всосал страсть к мрамо- . ' ' , , _ г 1 белого мрамора. Высота оо м . Отклонилась наверху от ру И камню вместе С молоком вертикали на 4 с лишним метра. Построена около кормилицы — женщины из 1350 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz