Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
чистотой вызывает представление о чем-то недосягаемо высоком; нет другого- материала на нашей планете, который обладал бы таким глубоким белым цветом. Черный мрамор со своим зеркальным блеском производит впечатление мрачного, но торжественного великолепия. Несмотря на свою прочность, мрамор легко поддается обработке; в этом от ношении с ним вряд ли может спорить какой-либо иной камень. Его можно обра батывать резцом, пилой, сверлом, не опасаясь раскола. Вследствие мелкозерни стого однородного строения мрамора, на нем возможна тонкая резьба. Наконец, полировка мрамора дает сильный зеркальный блеск. Для ваяния и пластики нет более совершенного материала, чем белый мра мор, в котором прочность сочетается с нежностью, а безукоризненная белизна кажется одухотворенной. Для скульптуры теперь применяется исключительно белый мрамор, хотя в античное время фигуры делались и из его цветных сортов. В древности выше всего ценился белый греческий мрамор с о-ва Пароса, а в наше время наибольшее применение для скульптурных работ получили саха ровидные каррарские мраморы. Паросский мрамор разрабатывался в горном массиве Марпесса. Это единствен ный мрамор, добывавшийся в древности в подземных ломках при искусственном освещении; отсюда произошло и его название «лихнит» — L ichn ites. Цвет его нельзя назвать чисто белым,— он имеет легкий желтоватый оттенок; мрамор про свечивает на глубину 3 ,0—3 ,5 см и отличается нежным, как бы бархатистым бле ском. Благодаря такому просвечиванию отделанная поверхность паросского мра мора как бы теряет свою материальность, и нет камня, более пригодного для изваяния идеализированных фигур. Добыча паросского мрамора была сопряжена с большими затруднениями. С упадком Греции ломки были запущены, а затем и совсем забыты. Лишь в конца X V III в. их вновь нашли французские путешественники; при детальном и зуч е нии древних подземных выработок обнаружены места, где некогда помещались лампады, при светс которых производились работы. В 1836 г. греческое прави тельство распорядилось возобновить разработку ломок. Позднее греческий архи тектор Клеонтес нашел в том ж е районе месторождение статуарного мрамора, значительно превосходящего по красоте даж е классический «лихнит»; для эксплуа тации этой породы в 1857 г. образовалась акционерная компания. К северо-востоку от Афин находится гора Пентеликон, из мрамора которой были построены Парфенон, храм Зевса Олимпийского и множество других бессмертных памятников греческого искусства. Мрамор этот преимущественно мо лочно-белого цвета и вследствие этого ценился в Риме выше, чем блестящий ж елто ватый паросский или сахаровидный каррарский. Молочио-белый цвет пентеликон- ского мрамора изменяется с течением веков от содержащегося в нем ж ел еза, и старинные изделия, например античные колопны, постепенно от атмосферных влия ний приобретают великолепную золотисто-бурую патину. Часто в нем встречаются также прожилки зеленоватой слюды. Когда такие прожилки расположены густо,. 300
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz