Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

Мрамор белый Алебастр (гипс, селенит, ангидрит) Мраморный оникс (реже зеленоватый или желтоватый) Белый нефрит и жадеит Полосатый белый халцедон (кахолонг) Мелочный опал (иногда иризирующий) Морская пенка (сепиолит) Белоснежный, слабо просвечивающий кварцит Белая яшма и белый порфир Алтая Лунный камень — полевой шпат (беломорит) Начнем с более редких белых камней и лишь потом перейдем к замеча­ тельнейшему в мире белому камню — мрамору. М о л о ч н ы й к а х о л о н г — очень красивый камень для барельефов, просвечивающей белизной напоминающий фарфор. Название кахолопга имеет длинную и сложную историю, так как оно приме­ нялось на Востоке главным образом к белому или серому нефриту и только позд­ нее было перенесено на молочную разновидность опала пли халцедона. При чте­ нии древних авторов необходимо критически относиться к указаниям па кахолонг. Одни из них производят название камня от реки Ках в Б ухаре и называет его еще «калмыцким агатом», или «калмыцким камнем». Трудно сказать, насколько это верно. Б е л ы й м о л о ч н ы й о п а л . Большую роль играл в древнем Риме молочный опал с искристым сверкающим блеском; он привозился из Венгрии (или Словакии) и ценился очень высоко. Интересно отметить, что среди бус древней Руси княжеского периода, и з ­ ученных мною в Киевском художественно-промышленном музее, имеется несколько бусинок и шариков из молочпого опала и из пеликанита, богатого опалом, что говорит об обработке этого камня на Украине в X —X II вв. В последние годы широко использовался дешевый австралийский молочный опал красивых искристых тонов. Немногочисленные изделия из ч и с т о й п о в а р е н н о й с о л и вы­ рабатывались в XV II в. в Величке. Увлечение белой и прозрачной солью наме­ тилось и в наше время (1935 г.) в Бахмуте (ныне Артемовен), где рабочие с успехом выполняли из нее красивые изделия, вплоть до статуй и художествеп- ф ных вещиц. Но соль — весьма неустойчивый материал; она не может иметь боль­ шого значения даж е в кустарном производстве. Б Е ЛЫ Й МРАМОР Мрамор во всех многочисленных разновидностях обладает особым очаро­ ванием. Помимо впечатления мощи и долговечности, он привлекает художников разнообразием окраски и рисунка. Снежно-белый мрамор своей удивительной 299

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz