Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

БЕЛЫЕ И ЧЕРНЫЕ КАМНИ Огромно значение мрамора в архитектуре и строительстве прошлого , но еще значительнее его роль в строительстве городоз социалистиче­ ского мира. рименение чисто белых и черных, как уголь, камней имеет свою длинную историю: черные базальты широко применялись для гробниц еще в Египте; расцвет ж е искусств, связан ­ ный с применением белого мрамора, относится к античному времени. В древнем Риме был обычай в дни большой радости класть на полку чистый белый камень, в дни горя — черный, чтобы в конце года подсчитать дни счастья и сравнить их с кучкой черных камней — эмблемой несчастья. Римляне клали на могилы близких самый чистый, без точек и трещин белый мрамор, который был символом чистоты новой жизни в загробном мире. Камни белые и прозрачные, чистых тонов, противоположны камням темным и черным, а также сверкающим рудам металлов. В прозрачных, чистых камнях, по современным научным воззрениям, мы встречаемся с высшим порядком внутреннего строения: в них все атомы, ноны и электроны находятся на своих местах, подчиняясь законам кристаллических структур ,— они не про- иодят тока, не поглощают света; в них нет хаоса и движения, все в них гар­ монично... Мы начнем наше описание с белых камней, затем перейдем к черным и кончим камнями с металлическим блеском. Б Е Л Ы Е К А М Н Я Белых камней мало в минералогии; в приводимом нпже списке (не включаю­ щем прозрачных камней) насчитывается только десять белых пород, но большин­ ство из них имеют различные цветные оттенки. 298

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz