Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

Она представляет смесь стилей барокко и рококо и является настоящим чу­ дом не только по большой ценности хматериала, искусной резьбе и изяществу форм, но главным образом благодаря прекрасному, то темному, то светлому, но всегда теплому тону янтаря, придающему всей комнате невыразимую пре­ лесть. Все стены зала сплошь облицованы мозаикой из неровных по форме и ве­ личине кусочков полированного янтаря, почти однообразного, желтовато­ коричневатого цвета. Резными рельефными рамами из янтаря стены разделены на ноля, середину которых занимают четыре римских мозаичных пейзажа с алле­ горическими изображениями четырех из пяти человеческих чувств. Картины эти исполнены мозаикой из цветных камней и вставлены в рельефные янтарные рамы. Какой массы труда потребовало создание этого единственного в своем роде про­ изведения! Богатый, фантастичный стиль барокко, примененный в декорации этой комнаты, еще увеличивает трудность решения задачи. Несмотря на все техниче­ ские затруднения, пепрочный хрупкий материал янтаря отлично приспособлен к барочным формам орнамента; наряду с этим он украшает рамки и панно, барелье­ фы, маленькие бюсты, разные фигуры, гербы, трофеи и т. д. Вся эта декорация производит одинаково приятное впечатление как при солнечном, так и при искусственном свете. Здесь нет ничего навязчивого, кри­ кливого; вся декорация настолько скромна и гармонична, что иной посетитель дворца, пожалуй , пройдет по этому зал у , не давая себе отчета в том, из какого материала создана облицовка стен, коробки окон и дверей и орнаменты на стенах. Больше всего напоминая мрамор, янтарная облицовка, однако, но производит впечатления холода и пышности, присущих мрамору, и при этом по красоте дале­ ко превосходит облицовку из самого драгоценного дерева. Янтарная комната двусветная и выходит тремя окнами до полу на площадь дворца. В простенках — зеркала, тоже до полу, в лепных золоченых рамах рокайль. Посреди зеркал на­ ходятся золоченые бра, богато украшенные таким ж е орнаментом. Витрины под окнами полны всяких безделушек из яптаря, здесь имеются шахматные фигуры, табакерки, коробочки и т. п.». На одной из стен янтарем выложены цифры 1709 и 1700, годы, относящиеся к изготовлению янтарных изделий и их установке в этой комнате. Как один из примеров интересных изделий из янтаря следует упомянуть хранящийся в московской Оружейной палате так называемый «властелинский» посох патриарха Филарета, преподнесенный ему балтийскими государствами в 1632 г. Не менее интересны находящиеся там кубок из янтаря (1635 г .), подсвечни­ ки и другие довольно крупные вещи. В Минералогическом музее Академии Наук СССР есть замечательная коллек­ ция 12 янтарных пробок. На оправе этих пробок выгравированы названия мест­ ностей Польши, где был найден янтарь, из которого они изготовлены. Одпи из пробок идеально прозрачны, цвета пива, другие по своей окраске отвечают зре­ лому лимону, третьи непрозрачпы, четвертые имеют красноватый оттенок, папо- мипая шкурку апельсина. 290

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz