Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
Она представляет смесь стилей барокко и рококо и является настоящим чу дом не только по большой ценности хматериала, искусной резьбе и изяществу форм, но главным образом благодаря прекрасному, то темному, то светлому, но всегда теплому тону янтаря, придающему всей комнате невыразимую пре лесть. Все стены зала сплошь облицованы мозаикой из неровных по форме и ве личине кусочков полированного янтаря, почти однообразного, желтовато коричневатого цвета. Резными рельефными рамами из янтаря стены разделены на ноля, середину которых занимают четыре римских мозаичных пейзажа с алле горическими изображениями четырех из пяти человеческих чувств. Картины эти исполнены мозаикой из цветных камней и вставлены в рельефные янтарные рамы. Какой массы труда потребовало создание этого единственного в своем роде про изведения! Богатый, фантастичный стиль барокко, примененный в декорации этой комнаты, еще увеличивает трудность решения задачи. Несмотря на все техниче ские затруднения, пепрочный хрупкий материал янтаря отлично приспособлен к барочным формам орнамента; наряду с этим он украшает рамки и панно, барелье фы, маленькие бюсты, разные фигуры, гербы, трофеи и т. д. Вся эта декорация производит одинаково приятное впечатление как при солнечном, так и при искусственном свете. Здесь нет ничего навязчивого, кри кливого; вся декорация настолько скромна и гармонична, что иной посетитель дворца, пожалуй , пройдет по этому зал у , не давая себе отчета в том, из какого материала создана облицовка стен, коробки окон и дверей и орнаменты на стенах. Больше всего напоминая мрамор, янтарная облицовка, однако, но производит впечатления холода и пышности, присущих мрамору, и при этом по красоте дале ко превосходит облицовку из самого драгоценного дерева. Янтарная комната двусветная и выходит тремя окнами до полу на площадь дворца. В простенках — зеркала, тоже до полу, в лепных золоченых рамах рокайль. Посреди зеркал на ходятся золоченые бра, богато украшенные таким ж е орнаментом. Витрины под окнами полны всяких безделушек из яптаря, здесь имеются шахматные фигуры, табакерки, коробочки и т. п.». На одной из стен янтарем выложены цифры 1709 и 1700, годы, относящиеся к изготовлению янтарных изделий и их установке в этой комнате. Как один из примеров интересных изделий из янтаря следует упомянуть хранящийся в московской Оружейной палате так называемый «властелинский» посох патриарха Филарета, преподнесенный ему балтийскими государствами в 1632 г. Не менее интересны находящиеся там кубок из янтаря (1635 г .), подсвечни ки и другие довольно крупные вещи. В Минералогическом музее Академии Наук СССР есть замечательная коллек ция 12 янтарных пробок. На оправе этих пробок выгравированы названия мест ностей Польши, где был найден янтарь, из которого они изготовлены. Одпи из пробок идеально прозрачны, цвета пива, другие по своей окраске отвечают зре лому лимону, третьи непрозрачпы, четвертые имеют красноватый оттенок, папо- мипая шкурку апельсина. 290
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz