Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

это знаменитые бирюзовые кони около Нишапура в Иране, где добывалась jo - лубая бирюза — национальный камень иранского народа. Старое поверье говорит, что «бирюза — кости тех людей, которые умерлн от любви». С ней связан ряд таинственных свойств талисмана, и нет ни одного камня, который играл бы большую роль в человеческих суевериях и лечебном деле, чем персидская бирюза. Еще арабский писатель средневековья писал: «Это — красивый зеленый ка­ мень с оттенком синевы; рудники его — в земле Хорасанской . Цвет его становится чистым в зависимости от чистоты воздуха; когда воздух перестает быть прозрач­ ным, камень теряет свой блеск. Он полезен для глаз, если растереть его вместе с мазью и смазать им глаза. Цари не употребляют его в своей одежде, так как он уменьшает уважение к ним». «Бирюзы значенье голубой — счастье в дом наш принесет с со б ой » ,— писат в X II в. Низами. К этим словам наш народ добавлял: «Не обеднеет никогда рука, на которой перстень с бирюзой». В лапидарии X IV в. говорится о той роли, которую играла в Персии и Са­ марканде бирюза как амулет для лошадей. Недаром уздечки и седла в древнем Иране, да и в нашей Средней Азии , украшались бирюзовыми камнями, которые должны были сделать лошадь выносливой и верной. Как солнце совершает свой быстрый путь по небесному своду, так стремителен бег лошади по земле, если ее уздечка украшена бирюзой. Все эти легенды, сказания, суеверия широко распространялись по всему Ближнему Востоку: Ирану, странам Средней Азии , Кавказа и Турции, вплоть до Палестины и Египта, где был своеобразный культ бирюзы. Арабы принесли с собою в Испанию любовь к бирюзе; ее тона сказались на украшениях Альгамбры в голубых цветах испанского искусства. Вплоть до X X в. Восток оставался верным своему камню 1. В Мешхеде, Самарканде и Тегеране был главный рынок голубого камня. Специалисты хорошо различали отдельные разновидности: высший сорт бирюзы — абу-и зхаки , зеленоватую бирюзу — сулей-манн, сорт с золотистым оттенком — дернули, белесоватого цвета — обдул-хамнди и т. д. Это увлечение иранских и среднеазиатских народов бирюзой привело к тща­ тельным поискам новых месторождений. С X I в. Фергана и, в частности, Ходжент сделались новым центром «добычи» бирюзы; по только в последние годы экспедициям Академии Наук СССР удалось открыть старые бирюзовые ко- пушки, затерянные в безводных горах пустыни Кизыл-Кум и в предгорьях Алайских хребтов. Но восточная Азия — не единственный источник «небесного» камня; гораздо ранее открытия персидских копей Нишапура человечество узнало бирюзу 1 В трон Бориса Годунова (московская Оружейная палата) вставлены огромные куски бирюзы, подаренные персидским шахом в 1605 г. 284 S

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz