Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

изгнание и нищета. Если в сапфире заметна трещинка, то не избежать опасности от нападения змей, тигров, львов, медведей и других диких животных. Но если в сапфире есть следы глины или цвет его местами напоминает землю, то человек, носящий такой камень, немедленно станет прокаженным от начала своих ногтей до концов волос. Эти указания повторяются в многочисленных текстах арабов, и через все средние века проходит вера в таинственные силы сапфира. Своим мягким синим цветом он привлекал к себе внимание служителей куль ­ та; в истории культуры человека и особенно на заре его религиозных верований сапфир приобретает особое значение наравне с изумрудом и рубином. Мы находим сапфир в одежде священнослужителей Иудеи п Индии, читаем старинные тексты о том, что сапфир украшал корону Клеопатры. Греческая ми­ фология прославляет блеск сапфиров в диадемах богов и богинь. Греки посвящают этот камень Зевсу — отцу всех богов; поэтому первосвященник носил камень толь­ ко синего цвета. Роль этого камня в древнем языческом культе повторяется через многие столетия в обиходе христианской церкви, и мы читаем о сапфире как о камне добродетели, предохраняющем от излишеств; его должны были носить монахи и священники «во имя господа бога». Но особая сила приписывалась звездчатому сапфиру. Три пересекающиеся в нем л и н и и связывали с тремя великими силами — верой, надеждой и судьбой. Верили, что звездчатый сапфир помогает в борьбе с врагом. Германцы во время войн с галлами называли его «Siegesstein» — камень победы. Вера в этот камень доходит до апогея в XV I и X V II вв. Но еще в X I в. зн а ­ ток драгоценных камней Марбодий (1035—1123) посвящает сапфиру следующие строки: «Велико значение этого камня и для женщин и для мужчин — он лает силу усталому телу, восстанавливает отягощенные члены и делает их снова креп­ кими. Он снимает с человека зависть и вероломство, он освобождает человека от темницы. Тот, кто посит его, никогда не будет ничего бояться ...» Увлечение чудным цветом синего сапфира приводит к желанию украшать средневековые церкви искусственными синими стеклами, через которые мягкие синие лучи врываются во мрак соборов Реймса пли Р уана. «Сапфир — камень неба, он заставляет думать и о вечной жизни»,— говорили в те времена. Проходит много столетий, настоящий сапфир постепенно теряет свое значе­ ние, и только в середине X IX в. новые страницы открываются в его истории. Твердость, вязкость и прочность серого и синего сапфира находили все более и более широкое применение. Главная часть добычи сапфиров Монтаны США стала применяться для выделки из них опорных камней для часов и точных при­ боров. До одной тонны в год технического сапфира добывалось из дресвы извер­ женных пород Монтаны, и американский синдикат соперничал на рынке самоцве­ тов с фабрикой синтетических корундов в Виттерфельде (Германия). Синего камня не хватало, благодаря чему высоко ценили синие стекла, окра­ шенные кобальтом. 282

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz