Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

Л А З У Р И Т В РУССКОМ ИСКУССТВЕ Когда был найден слюдянскнй лазурит, не только русские гранильные фаб­ рики, но и заграничная промышленность могли бы на много лет обеспечить себя этим кампем. Но бесхозяйственность царских учреждений губила каждое живое начинание. Продавать камень на сторону считалось зазорным, а для казенных «императорских фабрик» его нужно было не много. И з-за бюрократических пре­ град и интриг дело развалилось, а копи по р. М. Быстрой поросли густым еловым лесом. Когда снова пришло увлечение лазоревым камнем (1 8 6 5—1880 гг .), граниль­ ные фабрики стали готовить самые разнообразные вещи из лазурита, начиная с маленьких пресс-папье и кончая целыми письменными столами, лазуритовые копи Саянских хребтов были уж е забыты. Пришлось через консулов в Афга­ нистане и эмира Бухарского изыскивать сложные пути, чтобы получить хотя бы пуд хорошего бадахшанского камня. Тем не менее Екатеринбургская и Петергофская фабрики с середины X IX в. сделались крупнейшими в мире мастерскими, которые умели обрабатывать этот камень. В течение почти двух столетий на этих фабриках выработался огромный на­ вык и знание лазурита, оригинальные, неведомые на Западе приемы работ со зда ­ ла русская техника. Нигде в мире нет таких лазуритовых изделий, как грандиоз­ ные пятиметровые колонны иконостаса Исаакиевского собора (1854 г .) из тем­ ного бадахшанского к ам ня1, колоссальные вазы Эрмитажа в 170 см с лишним вышины (работы 1840— 1852 гг.), огромные столешницы сплошного синего тона. Перед ними бледнеют все вещи Лувра и кажутся маленькими «исполинские д и к о ­ в и н ы из лазурита» собрания Людовика X IV . Когда очарованный зритель стоит перед огромными чашами из лазурита, он думает о грандиозных монолитах, из которых долж ен был высечь русский рабочий эти гигантские вазы и вырубить огромные колонны. Он не знает тайны этих изде­ лий, сделанных по способу русской мозаики. Не из монолитов сделано большин­ ство из них, а путем кропотливой и медленной облицовки отдельными пластинка­ ми форм из металла или из грубого известняка. Искусство мозаики заключается в такой точной подгонке пластинок, чтобы швы между отдельными кусочками стали незаметными. Присмотритесь внимательней, и вы увидите паутинку черных линий, пересекающих все изделие в разных направлениях. Эта мозаика, остроумное достижение русских мастеров, прекрасна не только в изделиях из темного лазурита, но и в рисунках ярких малахитовых ваз или в пест­ ром узор е яшмы. В конце X V III в. возникло это искусство, и на смену редчайшим 1 Сначала эти колонны были сделаны из прибайкальского камня, но строителю Исаакиев­ ского собора, зодчему Монферрану, они не понравились, и он их взял к себе в дом на Мойке, а для собора приказал изготовить новые колонны, сблицованпые лучшим бадахшанскнм материалом. 278

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz