Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

судейский знак, маленькую статуэтку богини истины (Маат) из синего л а зу ­ рита. В меньшем количестве применение лазурита наблюдается в древней Греции и в республиканском Риме. Сведения о роли твердых камней в декоративном искус­ стве этих стран слишком неполны, но, повидимому, лазурит употреблялся срав­ нительно редко, так как при любви Греции и Рима к мягкому камню он шел только на бусы и небольшие амулеты или украшения. Эти ж е украшения нам известны из греческих колоний юга России; в бусах и изделиях скифского перио­ да можно встретить лазурит, но неясно, греческой ли они работы или их нужно связывать со Средней Азией. В Риме, в эпоху империи, когда твердый камень вновь вошел в употребление и когда в пышности и роскоши официальной и частной жизни началось увлечение изделиями из порфира, гранита, яшмы и других пород, немалую роль играл и лазурит. Плиний говорил о нем как о «сапфире с золотыми точками». Позднее мы снова видим его в Византии, где он постепенно был вытеснен синими пастами византийской мозаики. В X V—X V II вв., в эпоху Возрождения, лазурит вновь появился как ценный и любимый материал в связи с новым увлечением твердыми породами, из которых выделывались чаши, вазы и другие декоративные изделия, богато украшенные золотом или серебром, жемчугом, алмазами, рубинами или другими самоцветны­ ми камнями. Из больших цельных кусков лазурита в Италии выполнялись и зде­ лия высокой ценности. Бенвенуто Челлнни посвятил этому камню несколько теплых строк в своих трактатах о скульптуре и ювелирном искусстве. Однако рас­ пространению лазурита мешала его редкость, так как доставлялся он в Европу из Бадахшана в ничтожных количествах. В конце X V II и начале X V III в. мы видим лазурит лишь как часть флорентий­ ской мозаики в отдельных, очень редких изделиях небольшой величины, в тонких рамах к зеркалам, в мозаичных картинах римской школы или ж е в инкрустациях мебели из черного дерева. Золото и бронза, красиво гармонирующие с синим тоном, иодавляли красоту лазурита, который вставлялся в небольших пластин­ ках в сложное металлическое изделие. Восемнадцатый век, во второй своей половине предпочитавший пышному блеску и величестненной роскоши изящество легких линий, не нашел для л а зур е­ вого камня широкого применения. Этой эпохе, полюбившей бледные краски и полу­ тона, во всем ценившей нежность и грацию, глубокий синий цвет лазурита должен был казаться слишком назойливым, откровенным и резким. К переливам музыки Моцарта, звукам флейты, менуэту Версальского двора и пастушеским идиллиям могли подойти лишь светлорозовый и нежноголубой оттенки, желтый цвет соло­ мы н зеленый — селадоцита; ультрамарину отводилось скромное место. Понятно, что в это время мы видим не по заслугам выдвинутыми малоценные, более светлые оттенки лазуревого камня (А . Фелькерзам, 1913). Во второй половине X V III в. лазурит ценился как особая редкость. Среди спокойных липий времени Людовика XV I и последующего возрождения более 272

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz