Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

краски, но и как материал для горячего покрытия стеклянных изделий *. Через всю историю куль ­ туры проходит использо­ вание лазурита как крас­ ки, и очень интересно установить пути и спосо­ бы, которыми эта краска проникала с Востока в Европу. Один из творцов лапи- дариев первых веков нашей эры, анонимный автор со­ чинений «Cyranides» пи­ шет: «Этот камень без пятен посвящен Афродите, цпет его — цвет неба, с золотыми жилками, благо­ даря чему его называют хризосапфиром (золотой сапфир). Именно из этого камня художники приго­ товляют лучшую лазурную краску, которую называют природной». Насколько ценилась синяя лазуритовая краска, - - — ............... видно из того, что самые ответственные части зна- „ „„„„„„ Вазочка из байкальского лазурита в бронзовой оправе. менитых картин эпохи Работа XV I I I в. Возрождения исполнялись в природном ультрамарине, не менявшем своего цвета от времени, а самые заме­ чательные украшения испанской Альгамбры были расписаны природной ляпис- лазуры о. Другим направлением в использовании лазурита было изготовление из него художественных изделий. Мягкость и доступность резцу облегчали работы с этим камнем, но неровность его окраски, пятна и многочисленные включения не 1 Древнейшая окраска стекла и фаянса в Египте была связана с так называемой «египет­ ской синью», полученной путем сплавления кварцевого песка с солями меди и щелочью. Значи­ тельно позднее использовали для синего цвета соли кобальта, руды которых получались из Индии п Персии. Еще Теофраст отмечал значение этой медной окраски, но секрет ее позднее был потерян. 269

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz