Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
точками рассыпаны включения золотистого колчедана, подобно звездам на темном фоне южного неба; в камнях ж е с берегов холодного Байкала переливаются все окраски от темнозеленой до густомалиновой. Уж е со времен арабов известно, что путем нагревания на огне эти цвета мож но перевести в темносиний. «Р1астоящий драгоценный лазурит — только тот, ко торый 10 дней может пробыть в огне, не теряя своего цвета»,— говорят армянские рукописи X V II в ., повторяя и перефразируя все то, что о нем говорили в X и X I вв. арабы, учившие особым способом отличать настоящий лазурит от п охожих на него медных соединений (армянский камень). «Когда камень, вынутый из огня, будет охлаж ден , пламя внедрится в него опять»,— так говорит средневековый «Аристотель» в своей «Книге о камнях». Яркий и сверкающий при солнечном свете, лазурит становится темным и мрач ным при свечах и электричестве. Недаром его красота ценилась больше всего на юге, где роскошь и пышность убранства была рассчитана на солнечный свет. Синий бадахшанский камень мрачен при искусственном освещении; тем мрачнее он в оправе, так как золото, серебро или бронза зажигаются в это ж е время ярки ми отблесками. • Е сть , однако, один сорт камня, который хорош и вечером ,— это мягкий по тонам байкальский лазурит. В нем к мягкому синеватому колориту примешивается заметный фиолетовый оттенок; в таких лазуритах синие пятна гармонируют с белыми и серыми скоплениями известняка, с отливающими перламутром листоч ками слюды и желтоватыми пятнами вокруг включений колчедана. Мало ху д о жественными кажутся они.в мелких кусочках, но прекрасны в облицовках и круп ных и зделиях. Если кричащий синий камень Бадахшана вы можете видеть во всей его яркой красоте в залах Эрмитажа, то пожноголубые топа можно оценить только в Лион ском зале Екатерининского дворца-музея в г. Пушкине. Этот прекрасный синий камень обращал на себя внимание человека с незапа мятных времен; поэтому он является одним из интереснейших самоцветов, извест ных в археологии и истории Востока. С ним издавна связывались представления о красоте и величин неба, ему поклонялись, видя в нем отражение божественных сил. Может быть, еще задолго до того, как научились использовать лазурит в амулетах, он получил применение в виде краски: для этой цели ка мень жгли на кострах, потом растирали в тонкий порошок, промывали для отде ления от примесей, смешивали со смолой, воском или маслом. В виде такой ультра мариновой краски он высоко ценился в древности (особенно в Ассиро-Вавилонии, Индии и Персии) и давал единственные по чистоте и прочности тона, с которыми но могли конкурировать изменчивые в огне медные соединения1. Невидимому, путем промывки удавалось получить очень яркий и чистый синий тон, причем умели применять промытый лазурит не только в качестве 1 Изобретение искусственного ультрамарина, который химически отвечает лазуриту, относится только к 1828 г. 268
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz