Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

разнообразно: один спокоен нравом, а другой так вспыльчив,— пет сходства в них. Но есть минуты в ы с о к о й * удовлетворения и гармонии и временами люди забывают честолюбие и гордость и даж е приближающуюся старость, но снова на сме­ ну придет пресыщение* придут новые мысли и легкое разочарование сменит восторги ... То, что радовало, через краткий миг уйдет в прошлое, но не будет забыто... В сущности, все и сама жизнь преходящи. Жить долго или кратко — все в руках неба; все придет к естественному концу. Кто-то когда-то ска­ зал: «Жить и умереть — великое дело». О сколь глубока и печальна эта мысль! Всегда, когда ищем причины, почему ушедшие люди возвышались чувства­ ми, мы убеждаемся, что их волновала и страшила одна мысль о смерти. Часто мы записываем нашу мысль или чувство и вдруг начинаем вздыхать и не можем владеть улетающей мыслью. Неверно, что жить и умереть —- одно! И лолшо говорить, что жить долго или кратко безразлично... Ведь жизнь так коротка. В будущем потомки взглянут на нас, «сегодняшних», как мы смотрим в про­ шлое на минувшие поколения. О, как печально это ... И вот мы решили оставить память о всем, что было в тот вечер, записать все, что мы говорили, и те поэмы, которые мы создали. Изменяются времена и обычаи, и вслед за нами придут новые люди, и они так ж е будут, как и мы, возвышаться мыслью и чувством, а читая это по­ священие с описанием пашей вечерней встречи, может быть не один придет в умиление». Так в мягком колорите прекрасной, но печальной китайской поэмы слива­ лись мысли о прошлом с верой, надеждой и любовыо к грядущим поколениям. И в этой замечательной поэзии китайского народа — история его борьбы за трудовую жизнь, за независимость и свободу родины, история тысячелетий, полных заботы о сегодняшнем дне, исканий и веры в лучшее будущее. И мы понимаем из этого отрывка, что именно только нефриг с его мягкими спокойными тонами, а не сверкающий, горящий огнями самоцвет мог выразить сокровенные мысли старого Китая. М Е С Т О Р О Ж Д Е Н И Я Н Е Ф Р И Т А В КИТ АЕ Мировым центром добычи нефрита была область Хотана, поэтичного го­ рода восточного Туркестана, основное богатство которого составляют нефрит и мускус. «Священная река Ию течет мимо города с вершин Куэня , и в предгорий их она разделяется на три потока; одни — это ручей белого ню, второй — золеного, а третий — черного. Каждый год, когда приходит пятая или шестая луна, роки выходят из берегов и несут с вершин гор много ию, который собирают после 260

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz