Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

с чашечкой цветными шелковыми нитками; из проволок, обмотанных зеленым шелком, были сделаны стебли. В изготовлепии их проявилась тонкая наблю­ дательность мастера. Европеец просто взял бы круглую проволоку и обмотал ее шелком; китаец ж е, зная, что стебель в природе не бывает совершенно круглым, делает проволоку квадратной, трехгранной, шестигранной; шелковая обмотка, закруглив углы, придает стеблю совершенно другой, натуральный характер. Фантазия китайского художника-камнереза неистощима: многие его компо­ зиции нам непонятны, не согласуются с нашим чувством моры исо здравым смыслом. Реальные формы для китайского художника — лишь точки отправления для не­ исчерпаемых фантазий; он ищет в самом камне исходную композицию, камень вдох­ новляет его формой, цветом, случайными пятнами. Он как бы спрашивает его: «Чем ты хочешь стать, что можешь ты сказать?»— и художник только тогда при­ ступит к работе, когда найдет ответ на этот вопрос. Особенно интересны талисманы—плиточки камня, прикрепляемые шелковы­ ми шнурочками к пуговице одежды. Форма пластинки обусловливается самим скульптурным мотивом или формой найденного куска камня; сюжетами являются боги, гении, изображения человека и животных, плоды, растения и т. д. Для изготовления талисманов выбирают куски, дающие материал для х уд о ­ жественной фантазии мастера. Особенно благодарен в этом отношении белый жадеит с зелеными или черными пятнами. Резьба талисманов отличается сложно­ стью и тщательностью исполнения; несмотря на то, что пластинки бывают незна­ чительной толщины, они обработаны с обеих сторон, причем сюжеты различны. В хороших китайских работах обратная сторона украшается так ж е хорошо, как и лицевая. Характерен и способ прикрепления этих пластипок: если нет удобного отверстия в ажурном рисунке, то просверливаются два тонких отверстия, сходя­ щихся под углом, через которые продеваются шелковые шнурки. Благодаря та­ кому ирному отверстие и шпурок остаются почти незаметными в прозрачных камнях. Для изготовления художественных изделий китайский мастер имеет в своем распоряжении лишь самый примитивный станок и инструменты. Раздобыв кусок твердого белого жадеита, мастер исследует его, стараясь угадать направление цветных жилок и пятен, и отбивает в случае нужды края камня. Обнаружив цветные пятна и жилы, он обдумывает, как наиболее выгодно ими воспользоваться для композиции. Когда сюжет найден, мастер рисует его кистью на самом камне, а затем на станке, при помощи тонкого железного диска, удаляет ненужные части камня. Резьба по нефриту требует от мастера неисчерпаемого терпения и запаса фантазии. Ежечасно он сталкивается с капризами материала: пятно пли жила, изгибами которых он ‘хотел воспользоваться, вдруг исчезают, заставляя менять композицию; через некоторое время обточка обнаруживает новое пятно, кото­ рое приходится использовать. Несмотря па все это, китайскому камнерезу удается сохранить равновесие композиции и полностью использовать рисунок камня. 17 А. Е. Ферсман, т. I 2 5 ?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz