Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
Китайское искусство самобытно; произведения его, к какой бы отрасли они ни относились, неизменно носят отпечаток высокой художественности. Сво бодная композиция, законченность, свежесть и смелость колорита — все эти качества встречаются в произведениях китайских камиерезов. В то время как мы, стараясь извлечь из ценного камня максимум блеска и игры, рассматриваем его лишь как часть ювелирного произведения, китаец предпочитает создать из камня определенный художественный мотив. Для этого он часто пользуется неоднородностью, случайными пятнами, которые мы считаем недостатками камня. Такое отношение является художественным проникновением в камень. Вещи, изготовляемые китайцами из твердых пород, очень разнообразны: к ним принад лежат вазы, сосуды, флаконы, коробки, браслеты, цветы, амулеты и пр. Для ваз употребляются нефрит и жадеит белый и зеленый разных оттенков. Эти породы встречаются в кусках значительных размеров, что вместе с их прочностью по зволяет камнерезу показать свое искусство и чудесную технику. Вазы очень часто снабжены свободными кольцами в виде ручек и даже цепями из того ж е куска камня, что и ваза. Сколько труда, уменья и терпенья вложено в такую работу! Однако часто встречаются вазы, простые по форме, с линейной орнаментацией, где все просто и строго, по гармоническая связь орнамента с формой и закончен ность исполнения не поддаются описанию. Работа доведена до предельной тон кости, которая на первый взгляд ничем не оправдывается. Но ударьте слегка по этой вазе, — и раздастся звук, гармония которого не имеет себе равной. Нет сомнения, что достижение этого звука входило в задачу мастера. Особой любовью в Китае пользуются флаконы, которые чаще всего изготов ляются из жадеита и нефрита, а также из сердолика и горного хрусталя . Выби раются куски с цветными пятнами, форма и расположение которых служат канвой для орнаментации: характер пятен определяет изображ ение то животных, то фрук тов и цветов; расположение пятен используется также для жанровой сцены или пейзажа. Флаконы из нефрита снабжены обычно пробкой и вделанпой ложечкой для эссенции или мази; для пробки всегда выбирают камень, ярко контрастирую щий с окраской флаконов. Никаких металлических частей в своих каменных изделиях китайские мастера не допускают, в чем сказывается их тонкий вкус; оправы часто остаются чуждыми самому предмету и уничтожают его худож ествен ную целостность. В коробках встречаются ажурные крышки орнаментального характера; корпус и крышка соединяются вместо металлической оправы и шарнира шелко выми шнурками, продетыми сквозь специально сделанные отверстия. Китайские каменные цветы являются последним словом камнерезпой техники; получаемые эффекты в смысле реализма, передачи тона и прозрачности цветка не могут быть достигнуты никаким другим материалом. Мне пришлось видеть букет хризантем из императорского дворца в Пекине. Некоторые цветы были из белого жадеита, другие из коралла и аметиста, листья из зелепо-серого нефрита. Капризные и з гибы лепестков цветка были переданы бесподобно, каждый лепесток соединялся 256
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz