Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

Из нефрита стали вырезывать множество различных предметов, которые дарились в знак любви и дружбы, а также по случаю семейных торжеств. Нефрит являлся могучим талисманом, предохраняющим от болезней почек и ударов мол­ нии. Китайские посольства обычно подносили в дар нефритовые изделия. Так, например, китайское посольство в 1895 г. преподнесло Николаю II фельдмаршаль­ ский ж езл из нефрита в золотой оправе. Если в предметах культа камнерезы были связаны строгими традициями и каноном, то в прочих вещах они создавали все, что им подсказывала их изощрен­ ная фантазия. При этом они применяли приемы обработки мягкого агальматолита. Этот камень справедливо называется «образным камнем», или «пагодитом». Из этого материала китайские мастера легко могли благодаря его мягкости вырезать самые фаптастические картины природы, ее ландшафты, пагоды, а также и зобра­ жения различных живых существ. Переносить эти способы обработки и сюжеты на твердый камень было довольно трудно. Когда рассматриваешь замечательные резные изделия из нефрита, то как бы присутствуешь при борьбе художника с материалом, следишь за всеми стадиями завоевания неподатлпвог-о камня. Чтобы внести разнообразие н краски в изделия из нефрита, китайцы применяли древнюю индийскую мозаику, инкрустировали иногда в него золотые узоры и са­ моцветы. В свою очередь нередко самые нефрит и жадеит применялись в инкру­ стациях в дереве, совместно с металлом и перламутром. Трудно перечесть все разнообразные способы применения нефрита в этом осо­ бом полуювелирном искусстве Китая, сумевшем вплести в свою старую технику витиеватые линии индийского рисунка и индийской пестроты красок. До какой виртуозности должна доходить техника резьбы, чтобы исполнить из твердого камня бесчисленные лепестки хризантем с их капризными изгибами и переплетениями! По не только искусство и культ пользовались нефритом. Настолько велика была его ценность в Китае, что из него готовили монеты и эталонами из нефрита оценивали чистоту золотого песка, привозимого с горных речек Монголии. Из нефрита готовились парные пластинки — дипломатические паспорта, причем один выдавался посланцу, а другой отсылался (для сличения) секретной почтой в ту местность, куда отправлялся знатный посланник. О КИТАЙСКОМ КАМНЕ Р ЕЗНОМ ИСКУССТВЕ Это искусство столь ж е древнее, как индийское или египетское; судя по тем изменениям, которые протерпели нефритовые изделия, обнаруженные в древних китайских могилах, резьба по нефриту насчитывает но одно тысячелетие. За такой долгий период китайское искусство переживало несколько раз смены стилей и направлений, смотря по тому, какая культура преобладала в стране — северная, т. е. манчжурская, или южная, т. е. собственно китайская; оказывали влияние и соседние художественные культуры И ндии , Тибета н, наконец, Европы. 25-5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz