Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

С открытием Центральной Америки связаны сведения об использовании зеле­ ного камня, о котором мы до сих пор не имеем точных данных: одни называли его lap is n eph riticu s, д р у г и е— амазонским камнем; природа этого камня остается невыясненной. Н Е Ф Р И Т В КИТ АЕ В незапамятные времена китайской истории нефрит и его аналог — жадеит обратили на себя внимание и сделались предметом культа. Когда впервые знако­ мишься с историей нефрита, непонятным кажется увлечение целой страны этим матовым камнем серых тонов в течение многих тысячелетий. Но если присмотреть­ ся к китайским безделушкам, привыкнуть к этим неярким краскам, то постепенно можно проникнуться обаянием нефрита, его глубиной и сиокохгствием, которые так ценит китаец. Однородность нефрита, его прочность, при не очень большой твердости, возможность выразить резьбой самый тонкий рисунок — все это влекло к нефриту восточныо народы, подчинившие этому камню и свой резец, к свои творческие замыслы. Прежде всего нефрит обратил на себя внимание человека своей прочностью; поэтому он был избран для изготовления предметов культа, как материал практи­ чески вечный. В X II в. и д о н . э. в Китае было принято изготовлять наиболее важ ные священные предметы исключительно из нефрита. В те отдаленные времена он играл роль золота и серебра, которые не могли быть добыты в Китае в достаточном количестве. Впоследствии китайцы, придававшие огромное значение религиоз­ ным обрядам, сохранили за нефритом священное значение, которое ему было дано предками, утверждая, что небесный трон Будды сделан из нефрита. В «Книге стихов» говорится, что с незапамятных времен мудрецы уподобляли нефриту разные доблести: блестящая, но мягкая поверхность его олицетворяет добродетель человечества; его нерушимость изображает знание и разум; углы, которые нельзя притупить,— символ правосудия; ч и с т ы й , прекрасный звук, который он издает, есть отголосок невыразимой божественной музыки, выра­ жение счастья. Китайский писатель Хиу-Чин говорит, что ию — прекраснейший из камней, и приписывает ему пять основных достоинств, отвечающих пяти душевным ка­ чествам: своим блеском оп говорит о мягкосердечии; сопротивлением, которое он оказывает внешнему воздействию, он напоминает об умеренности и справед­ ливости; протяжный звук его может быть сравним с широким значением науки; его негибкость, неизменяемость говорят о мужестве; его внутреннее строение, не поддающееся искусствепиой подделке,— эмблема чистоты. Таким образом , предметы культа были первыми произведениями камнерез­ ного искусства из пефрнта; к ним относятся ритуальные вазы разных форм, пред­ назначенные для вина, жертвенной крови, зерна и воды, а также почетные вазы, увековечивающие заслуги и добродетели тех предков, которым оии посвящались Для всех этих сосудов были установлены определенные формы и окраски камня. 253

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz