Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

споров и проблем большого принципиального значения. С ним оказались связан ­ ными исследования в самых разнообразных областях науки. Особенно много специальных работ по нефриту написано в Китае, где наи­ более обширным трудом является «Ку-ю-ту-пу», иллюстрированное описание древ­ него нефрита. Оно состоит из 100 книг с более чем 700 изображений коллекций первого императора южной Сунгской династии. Труд этот был составлен в 1176 г. императорской комиссией, возглавляемой Л ун г Та-Юаном, президентом «Совета обрядов». Один экземпляр этого каталога был открыт в 1773 г. и издан шесть лет спустя с предисловием, посвященным императору Чиен-Лунгу. Огромную роль сыграл нефрит в искусстве восточных народов. Можпо было бы привести целые страницы замечательных описаний как действительно сущ е­ ствующих изделий из камня, так и тех вымышленных, фантастических картин, в которых нефрит всегда играл особую роль. Вот, читаем мы, громадная статуя Будды . Она сделана из белого нефрита высотой в 6 м; сколько чистоты, спокойствия, какая идея вечности вложены в это изваяние неведомым китайским мастером древности! Вот маленькая ваза из бело­ го нефрита с драконами и цветами на подставке из зеленого нефрита. Трудно сказать, где кончаются листья цветов и начинаются страшные фигуры озверелых драконов, напоминающих то человеческие существа, то морских чудищ . Вот ко­ робка из нефрита; на ней с замечательным мастерством изображено возвращение императора Му из экспедициина Дальний Запад. На заднем плане видны его лошади, возвращающиеся па сочные пастбища, на переднем — вьючные волы отводятся в стойла; вокруг — пышные хризантемы, растущие на скале, имеющей форму дракона о трех когтях. Видное место занимал нефрит и в поэзии народов; замечательные образы нефрита рисует нам Ближний Восток. Вот что читаем мы в Апокалипсисе, полном мистических фантазий о «небесном городе»: «Яркое солнце освещало его и сравнимо оно было только с прекрасным дра­ гоценным камнем лучшей и прозрачной «иешме» (нефрит). Стены этого удивитель­ ного города были сложены из сплошного нефрита, а сам он был из чистого золота и сверкал и сиял, как если бы был прозрачным кристаллом». Наконец, с технической точки зрения в некоторых отношениях нот материа­ ла, равного нефриту, не только среди природных, но и искусственных соединений. Мы знаем, что в цехах заводов бывш. стального короля Германии Крупна первая попытка разбить на наковальпе глыбу нефрита окончилась тем, что на­ ковальня развалилась на куски. Для раздробления нефрита нужны удары, в три раза более сильные, чем для базальта или порфира. Для раздавливания гранита нужно давление от 1 до 2 ,5 т на кв. сантиметр, но нужно приложить до 7 т, чтобы раздавить лучшие куски нефрита Саянских гор и особенно жадеита Бирмы. Хотя пефрпт много мягче, чем простой кварц, но его вязкость и сопротивляемость механическим воздействиям превосходят все другие каменные породы. Эти свой­ ства нефрита объясняются его особым волокнистым строением, при котором волокна минерала актинолитр образуют своеобразный войлок. 250

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz