Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
камнем, трещиноватые изумруды Египта были обесценены, ценился только «испанский смарагд». Испанцы долго не могли найти самих месторождений; лишь после овладения Колумбией и упорной борьбы с племенем музо удалось около 1555 г. найти старые копи. . С этого времени вплоть до 1831 г. изумруды Колумбии преобладали на рынках Европы. Сначала цены на них сильно упали, но затем, уж е в XV II в ., начинает расти ценность зеленого камня, опережая рубин и алмаз. Увлечение бриллиантами в X V II в ., принесенное путешественником Тавернье, не могло победить красоты колумбийского камня, и вплоть до конца X V III в. он остается излюбленным мате риалом ювелирного искусства. Изумруд один совершает свое победоносное шествие через новые века; когда любовь к твердому камню эпохи Возрождения сменилась увлечением деревом, лаком, кораллом, перламутром, никакой другой зеленый камень не проникал в декоративное искусство Европы. Когда в конце X V III в. наступило пресыщение извилистыми линиями стиля «рокайль» и пышностью двора Людовика X IV , а глаз стал искать отдыха в более спокойных тонах и линиях ,— вновь начинается возврат к старым античным фор мам и вместе с ними вновь возрождается в Италии прекрасный зеленый материал Римской империи. На смену зеленым змеевикам Апуанских Альп приходят прекрасные зеленые мраморы Пиренеев; зеленые габбро и порфирьг делаются излюбленным материалом флорентийской работы. В Пруссии начинается увлече ние мягкими тонами силезского хризопраза, широко примененного для укра шения дворцов Потсдама, а с востока, из новых зародившихся в России камнерезных мастерских, приходит прекрасный то нежнозеленый, то темный бар хатистый малахит уральских рудников. Слава яркого, несколько кричащего уральского малахита затмевает славу др у гих зеленых камней. В сочетании с бронзой и золотом малахит делается в конце X V III в. излюбленной частью канделябров, столов, каминов. Увлечение нм д охо дит до того, что его начинают гранить, делать из пего брошки, вставлять в перст ни, готовить ожерелья. В то время как на Западе эта мода быстро проходит, в России применение малахита разрастается в целую эпоху декоративного искусства. Открытия колос сальных запасов в 20-х и 30-х годах X IX в. превращают его в материал крупного архитектурного замысла: из малахита создаются убранства комнат; пышные ко лонны п пилястры украшают вместе с позолотой дворцы и соборы. Но это увле чение обрывается в 40-х годах, сменяясь модой на лазоревый камень, а позднее (с 1853 г.) — на прекрасный зеленый нефрит Саян. В то самое время, когда в России замечалось увлечение малахитом, неожиданно вновь оживился интерес к и зумруду. Наравне с бриллиантом и рубином этот зеленый камень очень скоро заполонил ювелирное искусство и постепенно стал входить в моду. Сначала сравнялась его цена с ценой рубина, потом она значительно превысила последнюю, и не стало камня дорож е хорошего изумруда; далеко за ним остались на мировом рынке красный рубип, жемчуг и даже алм аз... 236
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz