Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

порфир, па черном однородном фоне которого выделялись нежиозеленые, фисташ­ ковые кристаллики лабрадора. Римляне научились обрабатывать этот твердый камень наравне с красным порфиром Египта, вырезая из него таблички для моза­ ики, целые чаши, вазы и украшения. Впервые в истории декоративного искусства зеленый камень получил приме­ нение в архитектуре. Увлечение Рима еще много раз повторялось в истории искус­ ства, и в Византии, и в итальянском Возрождении , и в эпоху французской империи. Пышная Византия из развалин Рима принесла к себе любовь к декоративным зеленым камням. Повидимому, лишь в IV в. п. э. открыты были прекрасные зе­ леные мраморные брекчии Фессалии; в огромных количествах стал поступать этот красивый камень с черными и белыми пятнами для саркофагов, облицовки собора св. Софии и мусульманских мечетей; с юга еще продолжали проникать сюда египетские изумруды. Но все ярче и сильнее чувствовалось влияние Средней Азии и варварских орд, которые заполнили Западную Европу и через юг Скифии несли из Азии вместе с оружием свои привычки и свое искусство. В мрачные эпохи средневековья красный камень сменил и зумруд ужо истощавшихся ко­ пой египетской пустыни. Может быть наш Урал давал в это время немного зеленого камня, может быть из золотых россыпей загадочной Биармии проникали на юг демантоиды, амазон­ ские камни и даже изумруд. Но глубокой тайной покрыто до сих пор прошлое нашего уральского камня, и лишь после глубоких исследований изделий южной России и Украины можно будет пролить свет на этот вопрос. Во времена средневекового мистицизма и варварства зеленый камень перестал играть господствующую роль. В эпоху Возрождения, когда на короткий срок вновь появились великие формы античного искусства, зеленый самоцвет уступил место красному, а прекрасный лазурит или агат предпочитался нефриту или зеле­ ной яшме. Бенвенуто Челлини в середине XV I в. ценил рубин в восемь раз дороже алмаза, а изумруд только в четыре раза; в роскошные оправы золотых и хрусталь­ ных изделий вставлялись красные самоцветы в форме неправильных блестящих кабошонов, а из зеленых декоративных пород ценился только гелиотроп, который в средние века привлекал к себе внимание своими кровавыми пятнами. Новая эра в истории зеленого камня началась с открытием Америки, где ис­ панцы неожиданно натолкнулись на целую культуру с особенным поклонением этому камню. Здесь был прекрасный изумруд, который ценился выше других камней и большому кристаллу которого в форме страусового яйца поклонялись как божеству; его дополняли прекрасный зеленый жадеит, нефрит, яркозеленын плавиковый шпат, зеленая бирюза мексиканцев и смарагдовые плазмы Антиль­ ского архипелага. Испанцы прежде всего завладели несметными богатствами изумруда в Перу и Мексике. Разграбив могилы, жилища и храмы, они нашли там такие огромные количества зеленого самоцвета, что в конце XV I в. сотни килограммов дорогого камня отправлялись на судах в Испанию. Европа вдруг была наводнена зеленым 235

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz