Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

египетским искусством, тесно связанным не с геммой (твердым резным прозрачным самоцветом), а со своеобразной тонкой каменной резьбой, которая впервые зароди ­ лась именно в Египте. Резные амулеты, ожерелья, бусины, скульптурные фигурки, барельефы, наконец, скарабеи всех размеров и различной отделки — все находило себе выражение в плотном, но не очень твердом камне; зеленые породы и медные соединения, малахит, частично и бирюза, «мафек» Синайского п-ова и зеленые голыши Нила давали материал для такой резьбы. Сюда, новидимому, не проникал нефрит Востока, но зато вся гамма голубовато-зеленых тонов широко была пред­ ставлена в сине-зеленом амазонском камне неведомых нам эфиопских месторож­ дений, разнообразных зеленых яшмах Нильской долины и в непрочной бирюзе песчаников Синайской и Ливийской пустынь. Может быть проникали сюда зел е­ ные соединения меди и никеля — малахит и хризопраз Крита и Кипра, но главную роль в увлечении камнем играло знакомство египтян с медными рудами Синая. В пустынных горах Аравии зелено-синие тона впервые прельстили египтянина, н здесь, под знойным южным солнцем, на зеленых отвалах медных рудников, может быть впервые, он вырезал первобытным ножом первый таинственный ска­ рабей. Старые египетские тексты говорят о совместном нахождении «мафека» и меди, а также об их связи с использованием бронзы, начало которого таится в глубине веков еще со времени четвертого тысячелетия, когда самая область руд Синая была названа страной «Мафек». Переходим к Греции, где любовь к ярким тоиам ограничивала применение зеленого камня, где для глиптики и рельефной резьбы лишь изредка использо­ вался зеленый камень Кипра или смарагд Египта. Ни зеленые мраморы, ни темно­ зеленый прекрасный порфир Крокеи не могли удовлетворить вкуса греков; белый мрамор или красный сердолик оставались эмблемою их любви к ярким цветам красочной палитры. Только после походов Александра на Восток зеленая нлазма стала украшением перстней, а редкий изумруд Египта, как особая ценность, попадал в руки лишь самых богатых и знатных греков. Другую картину мы видим в древнем Риме, особенно в эпоху империи, где зеленый камень во всем разнообразии н красоте своих красок, блеска и тонов доминировал в пышном убранстве домов и утвари. Плиний восторгался зеленым камнем-смарагдом и по ценности отводил ему второе место после алмаза и жемчуга. Дорогими изумрудами, смарагдовой плаз­ мой и хризолитом были осыпаны одежды Нерона, Домициана и знатных патри­ цианок; зеленые камни украшали золотые ож ерелья. В эпоху подчинения Египта римскому владычеству с трудом успевали добывать прекрасный и зумруд в песках Аравийской пустыни. Вспомним знаменитый и зумруд Нерона, которым он поль­ зовался как зеркалом или ж е как очками, когда наблюдал за огненным морем подожженного нм Рима! Рим открыл в Апуанских Альпах за Каррарой н Серавеццой зеленые змеевики и зеленые мраморы; применявшийся для пышных облицовок и мозаичных иолов верде-антико различного происхождения и разных оттенков стал ввозиться с берегов Лигурии в Рим. В Лакедемонни (Греция) добывался твердый античный 234

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz