Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
отдельные, наиболее яркие их черты. Ныне, когда камень снова начинает входить в жизнь как необходимый элемент красоты и гармонии, яне могу не вернуться к этой задаче, занимавшей мои думы более 30 лет. Я дожен свести воедино свои воспоми нания, собрать разрозненные ценные материалы, рассеянные в древних летописях нашей Руси , на страницах китайских, индийских или арабских лапидарий. Я хотел написать новую кни гу, которая по-новому осветила бы мир самоцветов и цветных камней и сумела бы передать всю их красоту, передать так, чтобы «высечь искру из души человеческой». Так родилась эта книга. Это не научный трактат, в котором каждое положение должно быть строжайше обосновано; это невхудожественное литературное произ ведение, которое сочетало бы вымысел с историческим фактом и создавало бы яркие картины, верные по существу, но все ж е являющиеся продуктом фантазии поэта. Это не популярная книга о самоцветах или о «драгоценных камнях», которых так много печаталось и печатается в разных странах; нет, это плод тридцатилетиой работы над камнем, результат переживаний и воспоминаний о самоцветах; все факты, явления и люди взяты из самой жизни . Многое из написанного я извлек из тайников своей памяти, еще больше почерпнул из старых записных книжек, где я отмечал свои странствования по болу свету; очень многое взято из архивных выписок, сделанных в разных архивах нашей страны. . Из всего этого родилась эта книга о камне в прошлом, настоящем и будущем , о том, что такое самоцвет, какую роль он играл в истории человечества и что ему предстоит в будущем . Я заканчивал эту книгу на берегу Черного моря, среди дивной природы, в дни, когда обновлялись весенние краски зелени, смешиваясь с пестрыми тонами рас пускающихся ярких южных цветов, когда ежеминутно менялась в пестрой своей раскраске безбрежная гладь лежавшего у моих ног моря. Я понял в эти дни, что нет резких границ между истинной наукой и творче скими исканиями художника, что надо в одном произведении слить и переживания ученого, н творческие порывы писателя, что можпо и нужно, вне узких рамок- сухи х научных трактатов, открывать перед людьми прекраснейший мир камня. Мне хочется закончить мое введение обращением Тита Лукреция Кара в его знаменитой поэме «О природе вещей», написанной в I в. до н. э.: Ты же теперь напряги свой слух и свой ум прозорливый Освободи от забот, достоверному внемля ученью, Дабы дары, приносимые мной с беспристрастным усердьем, Прежде чем в них разобраться, с презрением прочь по отринул. Сочи, май 1941 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz