Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

образ золотой жаровни с горящими в ней рубинами: « .„и горели камни ярче настоящего огня, и в трепетном удивлении смотрели на них благоверные сыны Востока в палатке одного из потомков султана Махмуда». Самым священным и дорогим считался красный звездчатый рубин с горящей в нем и переливающейся шестилучевой зв е зд ой 1. Рассказ о «горящей жаровне» повторяется довольно часто в разных текстах восточных писателей. Так, А . Семенов в своей статье (1912 г.) приводит следующий текст, подтвержденный ссылками и точными цитатами: «Один из потомков Махмуда Газневицкого, султан Ибрагим (вторая половина X I в.), был большой любитель яхонтов. Прибывший к нему посол от султана Мелик-шаха увидел, что перед сул ­ таном поставлена золотая жаровня, полная таких блестящих красных углей, что их отблеск превосходил красноту огня. Присмотревшись, удивленный посол узнал в них яхонты». Красный камень — гранат, альмандин и шпинель несли с собой орды гуннов и других народов, наводнивших с Востока Европу. В течение почти семи веков увлечение красным камнем проходит через историю прикладного искусства Запада. Carbunculus alaband icu s называл Плиний красный гранат, который мы называем альмандином. Крестоносцы, направлявшиеся в Иерусалим, носили в перстне гранат как защиту против ядов и ранений. Но своего апогея это увлечение достигает в XV I в., когда вишнево-красный альмандин и красная шпинель сделались любимым камнем убранства. В эпоху Возрождения наук и искусств великнй мастер и скульптор Бенвенуто Челлини превозносил красоту красного камня, расценивая его почти в восемь раз дорож е алмаза и в два раза дорож е изумруда. Рубин был символом движения и жизни , энергии и борьбы, страсти и увле­ чения. «Рубин ведет к победе, к великим подвигам мира, к самоотверженной героической любви»,— так понимали значение рубина полные мистики и суеверий средние века. В неправильной форме природного осколка или окатыша, лишь слабо отполи­ рованного для блеска, редко в форме более правильного кабошона, еще реже в виде ограненной таблички, красивый драгоценный камень украшал мебель, утварь, иконы, кресты. До конца XV I и начала X V II в. продолжалось это увлечение красным камнем, пока но началась новая эпоха в использовании драгоценных кам­ ней: их сделали украшением самого человека и его одежды. Лишь изредка в небольших и зделиях, коробочках и табакерках мы встречаем еще красный камень, все более и более вытесняемый яркими изумрудами Америки и алмазами Индии, а потом Бразилии. 1 В противоположность сапфиру и особенно серому корунду звездчатые разности очень редки у рубина. Один из самых замечательных камней вес ом в 100 каратов был доставлен в 1938 г. из Бирмы в Музей естественной истории в США. Здесь хранятся, кроме того, два знаменитых звездчатых камня с Цейлона: сапфир в 563 карата, названный «Синей звездой Индии», и фиоле­ тово-красный рубин в 11G каратов, называющийся «Полночная звезда». 224

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz