Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

вытекает замечательное наблюдение лингвистов, что в китайском и древнееврей­ ском языках отсутствует слово для понятия «синий» и что у Гомера также нет слова «синий». Интересно необычайное разнообразие и расплывчатость понятия— «зеленый цвет», который, с одной стороны, смешивается с желтым, а с другой — с синим. Мне самому при беседах в кара-кумских песках пришлось занести в записную книжку наблюдение, что туркмены не различают синего от зеленого и оба эти цвета обозначают одним именем. Н. Н . Миклухо-Маклай в своих путешествиях по Новой Гвинее обратил вни­ мание на то, что папуасы не знали слов для обозначения зеленого цвета, тогда как они точно называли белый, черный, красный, синий и желтый. Ученые счи­ тают, что палитра красок первобытного человека не имела синего цвета, предста­ вление о котором возникло, повидимому, очень поздно. Это связано с тем, что среди природных минеральных красок очень редко встречаются синие минера­ лы — лазуриты и вивианиты. О значении цветов много интересных данных собрано в книге С. Алексеева, в которой показана условность психологического и физиологического влияния цвета и субъективность его восприятия.' «Желтый — возбуждающий, оживляющий, теплый, бодрый, веселый, сует­ ливый, кокетливый, несколько дерзкий. Цвет веселия и шутки. Символ сол­ нечного света, тепла, счастья» (например, берилл). «Оранжевый — возбуждающий, жаркий, бодрый, веселый, пламенный, ж и з­ нерадостный. Цвет шумный, кричащий, не интимный...» (янтарь). «Красный — возбуждающий, горячий, самый активный и энергичный, экс­ пансивный, мужественный, страстный, кричащий, цвет доблести, силы, мощи, храбрости ,... огонь, пламя, жар» (рубин, сердолик). «Зеленый — спокойный, умеренный и освежающий; создает впечатление мягкого, приятного и благотворного п ок оя ... Символ весны, плодородия, юности, свежести, жизни , радости, надежды, воспоминания» (изумруд, нефрит). Каждая эпоха, каждый художник имеют свою излюбленную гамму красок. Так, греческая живопись знала только две краски (кроме черной и белой) — ж ел ­ тую и красную . Только эти две краски (минеральные охра и мумия) употреблялись творцами фресок — Полигнотом и др. Сообразно с настроениями и воззрениями общества менялась мода на камни. Зеленый камень всегда привлекал к себе своим спокойствием и тихой ж и зне­ радостностью; отмечалось, что после кровавых войн зеленый и зумруд обычно входил в моду, а на мировом рынке камня его цепы поднимались в несколько раз. 15 многочисленных трудах этнографов, археологов, социологов и исследователей материальной культуры собрано много интересных данных о значении цвета камня в религии, быте, украш ениях, искусстве и хозяйстве. Особенно интересно очень тонкое отношение китайцев к камню «ню», т. о. нефриту, в котором они необычайно наблюдательно различают многие десятки оттенков! 217

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz