Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

кислородом не внесет своих ярких цветов. Так меняются серии цветов в геохими­ ческой истории Земли. Краски живых цветов . Пестрый наряд зеленой листвы с ее хлорофиллом, яркие, чистые, то мягкие, то кричащие тон а ,— весь спектр столь мало известных нам в минералогии фиолетовых, синих, яркозеленых, розовых тонов дает нам мир растений, и бесконечно тонки и трудно уловимы переходы тонов, оттенки и их сочетания в живой природе. Сколько замечательных сочетаний, сколько тончайших нюансов, неподража­ емых и неповторяемых видите вы в розариях. Я никогда не забуду один такой сад в окрестностях Ходж ента, где несколько тысяч цветков сливались в сказочную гармоническую картину. Не знаешь, чему больше дивиться,— одуряющему ли, тонкому, пряному зап аху сложных эфиров или этой чарующей красоте, недоступ­ ной для передачи словом, не выражаемой фотографией и не передаваемой даж е живописью! Сколько таких замечательных картин дает нам природа в буйных цветах предгорий и альпийских лугов Алтая, в пестром низком ковре цветущих забайкальских степей, в ярких зарослях Средней Азии, Киргизии, К азахстана. Здесь, в мире живой природы, снова воскресает прекрасный самоцвет — хр уп ­ кий, недолговечный цветок. Кто не восторгался цветочными полями Голландии, где бурая земля уж е в марте покрывается ковром крокусов, которые своими яркосиними, фиолетовыми, пурпуровыми, желтыми и белыми тонами выделяются среди еще мертвой природы. За ними следуют предвестники весны — нарциссы, воспетые Шекспиром. Сплош­ ным золотисто-желтым ковром покрывают они поля, за ними расцветают гиацинты, наполняющие воздух своим тонким ароматом, а затем тюльпаны в их ярком на­ ряде, сливающем резкость тона с мягкостью переливов цвета... Море красок, тонов, сочетаний, ароматов... Этому красочному миру живой природы стал подражать человек. В химиче­ ской технологии он оставил природные красители — охры, мумии, сурнки и растительные краски кустарю-одиночке; он вооружил химию красок сложнейшими формулами и создал из погонов угля , смолы, сланцев, нефти свои искусственные краски. Подражая индиго или другим растительным краскам или идя новыми путями, он создал целую область искусственных хромофоров, охватывающую ткани, бумагу, шерсть, кож у, дерево. Новые цвета и новые «камни» из пластмасс и небыощихся просвечивающих стекол появились рядом со старыми прекрасными самоцветами. В ЛИ ЯНИ Е ЦВЕТА Исторические исследования привели к выводу, что освоение цветов человеком шло в такой последовательности: желтый, красный, зеленый и синий. Первыми цветами, которые осваиваются ребенком и мало культурными народами, являются желтый и красный. Синий цвет воспринимается значительно позднее. Отсюда 216

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz