Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
Окраски закиси ж елеза очень характерны: примерами ее являются зелено ватые хлориты, актинолит или зеленый турмалин; примерами окраски окиси ж елеза могут служить ржавчина, потеки железистых гидратов, лимонит, гематит, гётит. Интересен случай, наблюдающийся при соединении окиси и закиси (особен но в присутствии воды): получаются густосиние окраски, переходящие в черные. Такой синий цвет нам известен в вивианите — синей земле наших болот и торфя ников, когда почти бесцветный фосфат закиси ж елеза начинает окисляться в бурый бераунит. Второе место занимает хром. Самое название этого элемента от греческого слова, обозначающего цвет, говорит о том, что мы имеем в нем сильный и разно образный по тону хромофор. Если бы он был более распространен в земной коре, в природе было бы гораздо больше разнообразных и ярких окрасок. Хром окра шивает такие самоцветы, как пироп, рубин, александрит и изумруд; минералы хрома — крокоит и уваровит— отличаются яркими, насыщенными цветами. ЦВЕТА В П Р И Р О Д Е Представим себе несколько ландшафтов, чтобы понять всю роль окраски камня. Цвета пустыни. Контрасты и крайности определяют природу пустыни: темные цветущие оазисы и отрезанные отиих, как ножом, безжизненные пески и адыры Сред ней Азии; черные и красные цвета скал и белоснежные поля солей. Нет резче кон траста, чем между бесцветными растворимыми солями хлористого натрия и темными осадками загара окиси ж елеза и марганца. Ведь это ж е цвета туркменского ковра с его черными, красными, малиновыми тонами, отдельными желтыми пятнами и своеобразной игрой в шоколадных, красно-бурых и малиново-синих тонах. А в афганской тюбетейке так ж е контрастно и так же гармонично сочетаются желтый и красный, черный и белый, оранжевый и голубой цвета пустыни. В тонах текинского ковра отражен колорит пустынных пастбищ «теко» Средней Азии; в нем своеобразно преломляется ее ландшафт. Здесь — отражение красок полынных степей, лёссовых покровов, обожженных солнцем скал и загара пустынь, основные черты южного ландшафта, в котором тенистый оазис — лишь небольшой кусочек природы, затерянный в мире желтых, бурых и красных тонов. Впервые в апреле 1924 г. я попал в Среднюю Азию и после светлых картин начинающейся весны, после безжизненных и однообразных по колориту степей Казахстана очутился на руднике красочной Ферганы и со всей ясностью понял значение красок для минералога, ибо трудно себе представить более пестрый и замечательный ковер цветов. Яркосиние и зеленые пленки медных соединений малахита покрывали обломки пород, сплетаясь с лазоревыми и голубыми тонами водных силикатов меди. Пестрым ковром лежали перед нами многочисленные соединения ж елеза — то желтые и золотистые на солнце охры, то яркокрасные маловодные гидраты, то буро-черные сочетания ж елеза и марганца. Д аж е гор ный хрусталь приобрел здесь яркокрасные цвета «камиостельского рубина», 214
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz