Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

выцветает на солнце, как, например, розовый кварц, кунцит, аметист, хри зо­ праз, содалит, топаз, бирюза. Поэтому исследователи самоцветов и ювелиры пользуются особыми лампоч­ ками, в свете которых сохраняются истинные тона. Очень трудно придти к удовлетворительной классификации цвета драгоцен­ ных камней, так как не существует принятых стандартов сравнения. Это становится ясным при попытках описать различия между синим цветом аквамарина и сапфира или ж е различия между синевой бирюзы и ляпис-лазури или азурита. При описании камня, особенно самоцветов, необходимо различать: цвет — оттенок, тон — колорит камня, интенсивность окраски. Большую роль при восприятии цвета играет обработка поверхности камня, так называемая «фактура». Мокрый камень воспринимается совершенно иначе, чем сухой , так как его окраска усиливается: поэтому при просмотре камня его обычно смачивают или покрывают лаком. Отсюда выявляется особая роль поли­ ровки камня, придающая ему не только блеск, но и яркость цвета, более густые тона и сочность. Специальное исследование минералога Сейппа (1911 г.) посвя­ щено природе полировки и ее роли при отражении лучей от поверхности камня; но и без особых оптических исследований работникам по камню известно, что для определения истинного цвета камня надо его смочить. Большую роль играет полировка при огранке камня; чем лучше камень отполирован, тем ярче становятся цвета, и в результате полного внутреннего отражения выявляется красота алмаза или бриллианта. Самая идея огранки камня возникла не только из желания покрыть его мелкими гранями, но и из стремле­ ния возможно частым отражением вызвать преломление лучей. Очень сложна причина окраски; я посвятил ей целую к н и г у 1, но до сих пор эта проблема не решена, и только сейчас начинают выясняться основные ее черты. Мы свыклись в жизни и в науке с понятием об окраске минералов, горных пород, солей, почв, самоцветов, но забыли о том, что совсем еще не разобрались в ее причинах. Мы настолько привыкли считать железный колчедан золотистым металлическим камнем, каменную соль — белой, окислы ж елеза — бурыми или коричневыми, что в нашей минералогической работе даж е не ставили себе вопро­ са: а почему это так, почему окись ж елеза всегда буро-красная, а турмалин — построй, изменчивой окраски? Обратим внимание на то, что в одних случаях окраска является совершенно специфической для данного минерала; если она и испытывает некоторые колеба­ ния в отгонке и густоте, то все ж е сохраняет основные свои черты. Такая окраска как бы неотъемлема от данного химического соединения — это его собственная, или идиохроматическая, окраска (например, малахит). Другая окраска, в противоположность первой, изменчива и непостоянна; она не связана непосредственно с химическим составом минерала; это окраска 1 «Цвета минералов*. Изд. АН СССР, 1937. 212

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz