Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
Но цвет минерала и горной породы превращается для пас не только в диа гностический при знак ,— он приобретает особое практическое значение, когда мы переходим к той области, где окраска определяет ценность самого вещества,— к самоцветам, цветным и декоративным материалам. В наше время грубую старую систематику цветов камня начинают заменять точным исследованием и фотогра фированием полос поглощения спектра и попыткой более глубоко проникнуть в природу этого таинственного явления. Известный химик Вильгельм Оствальд в 1910 г. предложил каждый цвет рассматривать как сочетание белого, черного и некоторого определенного цвет ного тона. На особых таблицах-эталонах им было нанесено 680 определенных цве тов, по которым цвет каждого минерала можно выразить формулой. Но в каждом тоне минерала есть свои оттенки, неуловимые грубым методом сравнения: к цвету примешивается еще блеск и ряд тончайших признаков, которые мы не умеем ни выразить формулами, ни даж е описать словами. Так, тонкий знаток драгоценного камня говорит без ошибки: «Этот алмаз из Южной Африки, а этот — из Индии; вот бирюза персидская, а вот — из Северной Америки». Но когда его спросишь, почему ои так определяет, он пе сможет ответить. Огромный опыт в наблюдениях и точный глаз, не скользящий по предметам, а их сравнивающий, делают чудеса. Поэтому минералоги, разведчики, геохимики, ювелиры, гранильщики и камнерезы должны смотреть и смотреть на минералы, приучать свой глаз и учиться искать и понимать цветовые оттенки. Ощущение цвета зависит от освещения, контрастов, сочетаний теней, ха рактера поверхности камня, физиологических особенностей глаза и даж е от настроения, Бывают люди с не совсем нормальным зрением, которые не разли чают некоторых цветов; правильное ощущение цвета и правильная его передача словами — не легкое дело. Но есть точный метод: определение цвета — это изучение спектра лучей , проходящих через вещество, и измерение длины разных волн (фиолетовых, синих, красных и д р .). Изучение кривых поглоще ния лучей, проходящих через самоцветы, дает правильное, объективное опре деление их цвета. Разные типы поглощения света — резкие полосы или сплошные поглощенные области — создают то многообразие и характер цветов, которые мы наблюдаем в природе. Но характер этих полос зависит прежде всего от источника света: солнца или луны, лампочки накаливания или вольтовой дуги , натриевой электрической лампочки или трубок со светящимся неоном, аргоном или гелием. Минералог и специалист камня очень хорошо знает эти изменения цвета: александрит темнозеленый на солнце кажется малиново-красным при вечернем электрическом освещении; аметист Среднего Урала загорается кроваво-красными тонами при электричестве, а рубеллит — розовый турмалин — теряет в элект рическом освещении всю свою красоту, тускнеет, темнеет. Осветите картину ярким пламенем поваренной солн — красные, синие и фиолетовые тона превра тятся в грязночерные, все почернеет, а желтое покажется белым! Ряд камней
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz