Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
Среди изменчивых и умирающих форм живой природы вечным и незыблемым останется цветной камень; для искусства он явится тем основным и незаменимым материалом, из которого будут создаваться долговечные произведения челове ческого вдохновения. В культуре будущего в новых художественных формах камень займет равное место с другими вечными материалами, созданными человеческим гением. Чтобы попять, что может дать искусству цветной и самоцветный камни, взглянем на некоторые из них. Вот лазурит — то сплошной яркосиний ляпис, горящий той синевой, которая ослепляет глаза, то бледноголубоватый камень, нежных однородных тонов, то с красивым узором сизых или белых пятен, переплетающихся и сливающихся в пестрый и разнообразный у зор . Вот яркокрасочный и зумруд — то густой, почти темный, прорезанный тре щинами, то сверкающий яркой ослепительной зеленью. Прекрасен бархатный густозеленый нефрит мрачных саянских стремнин, дающий все тона листвы, от нежнозеленых до насыщенных темных цветов. Прекрасен и малахит уральских медных рудников, то бирюзово-зеленый камень нежных тонов, то темпозеленый с атласным отливом, то сливающийся с сиинм азуритом в красивую красочную картину. Вот и красные камни: розово-красный турмалин, темнокрасный рубин Сиама и алый, как кровь, камень Бирмы, темные вишнево-красные гранаты, буро-крас ные сердолики; бесконечно разнообразие цветных оттенков этих камней, из которых каждому приписывалась особая чудодейственная сила. Наконец, пестрые изменчивые яшмы. Нет предела игре их цветов, фантастичности их пестрых рисунков, не ожиданности всегда прекрасных сочетаний цвета и узора. Так разнообразна палитра камня самоцветов и цветников; все цвета солнеч ного спектра нас поражают в этой пестрой картине; какое разнообразие оттенков густозеленых, зеленоватых, голубых, красных, розовых, бурых, пурпуровых и желтых! Все пашн картины блекнут по чистоте и яркости тонов перед само цветами,— и мы останавливаемся в затруднении перед вопросом: каковы ж е законы этого пестрого узора? АНАЛИ З И П Р И Ч И Н А ЦВЕТА Окраска является одним из самых важных и характерных признаков камней, в особенности цветных и драгоценных. Определение всех минералов начинается с установления окраски камня. Опытный минералог-ученый по цвету не толь ко разгадывает природу камня, по его зоркий глаз позволяет отличить особен ности окраски минералов из разных месторождений. Оттенки цвета и блеска позволяют ему решить вопрос: откуда происходит образец , т. е. восстанавли вать прошлое минерала. 210
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz