Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

Среди изменчивых и умирающих форм живой природы вечным и незыблемым останется цветной камень; для искусства он явится тем основным и незаменимым материалом, из которого будут создаваться долговечные произведения челове­ ческого вдохновения. В культуре будущего в новых художественных формах камень займет равное место с другими вечными материалами, созданными человеческим гением. Чтобы попять, что может дать искусству цветной и самоцветный камни, взглянем на некоторые из них. Вот лазурит — то сплошной яркосиний ляпис, горящий той синевой, которая ослепляет глаза, то бледноголубоватый камень, нежных однородных тонов, то с красивым узором сизых или белых пятен, переплетающихся и сливающихся в пестрый и разнообразный у зор . Вот яркокрасочный и зумруд — то густой, почти темный, прорезанный тре­ щинами, то сверкающий яркой ослепительной зеленью. Прекрасен бархатный густозеленый нефрит мрачных саянских стремнин, дающий все тона листвы, от нежнозеленых до насыщенных темных цветов. Прекрасен и малахит уральских медных рудников, то бирюзово-зеленый камень нежных тонов, то темпозеленый с атласным отливом, то сливающийся с сиинм азуритом в красивую красочную картину. Вот и красные камни: розово-красный турмалин, темнокрасный рубин Сиама и алый, как кровь, камень Бирмы, темные вишнево-красные гранаты, буро-крас­ ные сердолики; бесконечно разнообразие цветных оттенков этих камней, из которых каждому приписывалась особая чудодейственная сила. Наконец, пестрые изменчивые яшмы. Нет предела игре их цветов, фантастичности их пестрых рисунков, не­ ожиданности всегда прекрасных сочетаний цвета и узора. Так разнообразна палитра камня самоцветов и цветников; все цвета солнеч­ ного спектра нас поражают в этой пестрой картине; какое разнообразие оттенков густозеленых, зеленоватых, голубых, красных, розовых, бурых, пурпуровых и желтых! Все пашн картины блекнут по чистоте и яркости тонов перед само­ цветами,— и мы останавливаемся в затруднении перед вопросом: каковы ж е законы этого пестрого узора? АНАЛИ З И П Р И Ч И Н А ЦВЕТА Окраска является одним из самых важных и характерных признаков камней, в особенности цветных и драгоценных. Определение всех минералов начинается с установления окраски камня. Опытный минералог-ученый по цвету не толь­ ко разгадывает природу камня, по его зоркий глаз позволяет отличить особен­ ности окраски минералов из разных месторождений. Оттенки цвета и блеска позволяют ему решить вопрос: откуда происходит образец , т. е. восстанавли­ вать прошлое минерала. 210

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz