Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

М ,г'" \'' м 5 >Г'-№ л 9Ш Ъ * ЦВЕТА САМОЦВЕТОВ «Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно ». М. В. Л омоносов КРАСОТА КАМНЯ ного прекрасных книг посвящено драгоценному камню, на­ чиная с больших трактатов XV I в. и кончая современными изданиями с красочными таблицами. Много поэтических про­ изведений говорит о драгоценных камнях, и нет ни одной области искусства, литературы или прикладной технологии, где бы сверкающий окрашенный камень не занимал своего места. «Драгоценные камни — в малых пределах совокупленное величество творе­ ний природы, которая многим пи по какой ее части удивительнее не кажется. В разнообразии их, в цветах, веществе и красе, толикое находим достоинство, что почитают непозволительным делом изменять вид их даж е вырезыванием на них изображений. Некоторые ж е из них поставляют выше всякой цены и меры богатств человеческих, так что для многих людей к высочайшему и совершенно­ му созерцанию природы довольно единого токмо драгоценного камня»,— так переводил в 1819 г. русский академик В. Севергин знаменитые слова Плпнпя, этого историка природы на пороге нашей эры. В приведенных словах со всей отчетливостью сказывается то значение, которое приписывалось камню в древнем мире, когда в нем видели и ценили красоту и совершенство природы, а не искали, как позднее, роскоши и богатства. Действительно, в архитектуре и разнообразных видах декоративного искус­ ства, в украшениях одежды и оружия , в фантазии народного эпоса, в поэтических образах и з я щ н о й литературы — всюду самоцвет играл свою роль, вдохновляя художника, давая незаменимый материал ваятелю и открывая широкий простор фантазии поэта. Мы убеждены , что в жизни обновленного человечества лучшие и прекрасней­ шие формы природы, начиная с нежного цветка и кончая самоцветом, будут сли­ ваться в общую гармоническую картину, и из природы и ее затейливых линий и . красок будет складывать художник будущего новые, прекрасные творения. 14 А. Е. Ферсмап, т. I м д

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz