Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
Обработка и подготовка монолита «Гром» к перевозке. 20 января 1770 г. (По старинной гравюре) отправляла ь Петербург почтою. Что касается изделии крупных и средней вели чины, то отправку их старались всегда приурочить ко времени отправления с Ал тая караванов с серебром и золотом. А так как этих караванов отправлялось 5 или б в течение года и непременно при военном конвое и двух офицерах, или чиновниках, то сохранность вещей в дороге была вполне обеспечена. В первом случае вещи должно перевезти сухим путем от фабрики до р. Ир тыша, через расстояние от 180 до 200 верст, к форпостам Убинскому или Шуль- бинскому, находящимся выше города Семипалатинска, и оттуда водою вниз по Иртышу до города Тобольска, далее вверх по Тоболу и Туре до города Тюмени, а оттуда уж е сухим путем через Екатеринбург до одной из пристаней на р. Ч у со вой, через расстояние до 400 верст. До р. Оби от фабрики также около 180 верст водяной путь идет вниз по реке до впадения в нее Иртыша, затем вверх по Иртышу до Тобольска, далее, как выше объяснено, водою на Тюмень и сухопутно от него до Чусовой. Сухопутную перевозку до Оби в благоприятное время года можно было бы еще сократить, пользуясь р. Чарышом, впадающей в Обь: от фабрики до Чарыша, где он может быть судоходен , около 100 верст, но река эта не безопасна для плавания по каменистым ее порогам и отмелям. Перевозка тяжести водою до Тюмени решается в одно лето, если не встре тится каких-либо непреодолимых естественных препятствий; следовательно, 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz