Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

Вид камня «Гром», найденного на Лахте в 1768 г. для пьедестала памятника Петру I . Длина около 7 м , ширина 3,5 м и высота более 8 м (По старинной гравюре) трудностях транспорта камней в горной местности Колыванская фабрика старалась использовать по преимуществу камни ближайших к ней месторождении, лежащих но дальше 150 км. Поэтому ряд очень ценных камней верховий Чарыша и по Хаир-Кумиру (порфиры и дивные брекчии, а также знаменитая полевская яшма) использовались мало и случайно. Все внимание фабрики было обращено на не­ сколько ближайших каменоломен, куда были проложены тропы с незатейливыми мостами. Вывоз монолитов мог происходить только зимой по льду рек, боль­ шие глыбы перетаскивали на валках, причем иногда приходилось прибегать исключительно к «людской тяге». Не меньше затруднений представляла и доставка готовых изделий Колыван- ской фабрики в Европейскую Россию . Когда не было ж елезной дороги , эти изделия отправлялись с караванами золота или серебра. Огромные трудности сопровож ­ дали перевозку тяжелых ваз по непролазной грязи Сибирского тракта. Приведем интересные архивные материалы1 по таким перевозкам. «Для уменьшения расходов на сухопутную перевозку представляется воз­ можность отправлять тяжеловесные вещи с фабрики водою, реками Иртышем или Обью. Мелкие каменные вещи Колыванская фабрика с давних пор 1 См. Архив двора 1850 г., дело № 6, опись 411/1464. 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz