Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
Вид камня «Гром», найденного на Лахте в 1768 г. для пьедестала памятника Петру I . Длина около 7 м , ширина 3,5 м и высота более 8 м (По старинной гравюре) трудностях транспорта камней в горной местности Колыванская фабрика старалась использовать по преимуществу камни ближайших к ней месторождении, лежащих но дальше 150 км. Поэтому ряд очень ценных камней верховий Чарыша и по Хаир-Кумиру (порфиры и дивные брекчии, а также знаменитая полевская яшма) использовались мало и случайно. Все внимание фабрики было обращено на не сколько ближайших каменоломен, куда были проложены тропы с незатейливыми мостами. Вывоз монолитов мог происходить только зимой по льду рек, боль шие глыбы перетаскивали на валках, причем иногда приходилось прибегать исключительно к «людской тяге». Не меньше затруднений представляла и доставка готовых изделий Колыван- ской фабрики в Европейскую Россию . Когда не было ж елезной дороги , эти изделия отправлялись с караванами золота или серебра. Огромные трудности сопровож дали перевозку тяжелых ваз по непролазной грязи Сибирского тракта. Приведем интересные архивные материалы1 по таким перевозкам. «Для уменьшения расходов на сухопутную перевозку представляется воз можность отправлять тяжеловесные вещи с фабрики водою, реками Иртышем или Обью. Мелкие каменные вещи Колыванская фабрика с давних пор 1 См. Архив двора 1850 г., дело № 6, опись 411/1464. 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz