Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
разжигается огнем, от чего портится много цветных камней, лежащих вблизи по жиле; когда работа прекращается, отыскиваются другие месторождения, бо лее доступные». Добыча самоцветов и отчасти цветных камней по общепринятому мнению могла иметь лишь кустарные формы. Это ошибочный взгляд, господствовавший долгое время среди горной администрации, которая почему-то выделяла драго ценный камень из других видов полезных ископаемых и не допускала для него правильных форм эксплуатации, обязательных для других полезных ископаемых. Между тем по условиям добычи драгоценные камни, связанные с пегматитами, можно приравнять к другим минералам этих жил. Разработка ж е большинства цветных камней, образующих или жильные или ж е пластовые скопления, ничем не должна отличаться от эксплуатации аналогичных месторождений рудного типа. Основные формы эксплуатации месторождений драгоценных и цветных кам ней до 1914 г. сводились к следующим: 1) крестьянская добыча на землях по «биле там», 2) хищническая добыча (незаконная) безбилетных крестьян («хиты»), 3) мел кая артельная добыча, 4) разработки гранильных фабрик, 5) добыча из россыпей и сбор валунов. У С Л О В И Я Т Р А Н С П О Р Т А И З Д Е Л И Й Г Р А Н И Л Ь Н Ы Х Ф А Б Р И К Если в экономике дорогого самоцвета дальность месторождения и пути сообщения не играли большой роли, то для цветных камней условия пере возки их являлись важным вопросом. Можно привести ряд примеров, ука зывающих, насколько даж е для сравнительно ценных камней отдаленность их месторождений от культурных центров представляет огромные затруднения. Сибирские экспедиции установили обилие высокоценных сердоликов по ряду северных рек. Собирать там камни можно, как справедливо отмечали путешест венники, мешками, прямо в выносах рек среди галечника, так как сердоликовые гальки иногда составляют главную часть бечевника. Но вывоз этих камней из районов, расположенных за тысячи километров от железнодорожной колеи, представляет почти непреодолимые трудности. В главе о нефрите, этом великолепном камне Саянских стремнин, мной отме чались те огромные трудности, которые нужно преодолеть, чтобы спустить валуны на протяжении 200 км до Иркутска или других пунктов Сибирской ж елезной до роги. По подсчетам Верфеля, стоимость подвоза одного пуда (16 кг) к станции железной дороги определялась в 1910— 1914 гг. не менее чем в 25—30 золотых рублей, а стоимость дальнейшего провоза в Петербург (6 тыс. км) только в 1 руб. 50 коп. Стоимость перевозки нефрита составляла 3 0—50% его продажной цены. Для алтайских камней как доставка из каменоломни до Колыванской шлифо вальной фабрики, так и доставка болванки или готового изделия с фабрики в Мо скву или Петербург были сопряжены с большими расходами. При огромных 163 11*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz