Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
Прекрасными памятниками старого камнерезного искусства могут служить три потира и прибор к ним, украшенные массивными камеями и геммами разных цветов. Одна из камей, из серого халцедона, является образцом древнего визан тийского мастерства. Нередко по распоряжению Екатерины II камеи были извлекаемы из эрми тажных собраний и пересылаемы на украшение различных церковных пред метов. а на место оригиналов клались стеклянные слепки. Интересна митра, пожалованная Екатериной II; по се основному фону, сплошь выложенному мелким жемчугом с розетками из рубинов, играющему и переливающему нежным блеском, разбросаны пучкп веток из бриллиантов в стеб лях и листьях и рубинов в цветках. В ризнице П р е о б р а ж е н с к о г о с о б о р а отметим богемский кубок , украшенный «разными сея земли каменьями», ковчег и потир из яшм. В Т р о и ц к о м с о б о р е интересен серебряный позолоченый оклад евангелия с крупным цветочным чеканным узором , светлыми финифтяными украшениями и несколькими крупными камнями (сапфирами и изумрудами). В с о б о р е бывшего З и м н е г о д в о р ц а па иконе так называемой Федоровской божьей матери подвешена жемчужная цата с отдельными орна ментальными вставками, украшенными рубинами и изумрудами. Рисунок этих вставок типичный для орнамента ювелирного искусства древней Руси , получив ших название «цареградских» и вошедших в моду в России в половине X V II в. На другой иконе XV II в. между бортом и фоном изображения проложен у зен ь кий бортик из извивающегося стебля с листьями, украшенными изумрудами и рубинами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz