Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

Вышина малахитовых колонн 9,7 м, диаметр 43 см; лазуритовых соот­ ветственно 4 ,9 м, 62 см. Малахита на все колонны пошло около 20, а лазурита 1,3 т. Стоимость каждой колонны около 31 тыс. золотых руб. Л азурит шел бадах- шанский, по 250 руб. за пуд. В правом приделе можно видеть красивый орнамент сводов из белого мрамора с инкрустацией из малахита и лазурита. Темные полосы лазурита на белоснежном мраморе производят неотразимое впечатление. Алтарь и престол отделаны главным образом итальянскими мраморами. Так, престол окружен ступенью из зеленого генуэзского мрамора со вставками из желтого сиенского; такой же пьедестал сделан под дарохранительницей. Архи ­ ерейская кафедра поддерживается двумя ступенями из генуэзского мрамора. Боль­ шой иконостас выполнен из статуарного каррарского мрамора. Внутренние стены в подавляющей части облицованы белогорским и тивдий- ским мраморами. В сравнительно небольшом количестве шли для отделки италь­ янские сорта (желтый сиенский, красный и «верде-антико»). Шокшннский пор­ фир поставлен в пилястрах и архитравах, а соломенская брекчия — в медальо­ нах нижпих карнизов облицовки. Розовые тона с своеобразным мягким рисунком характеризуют во всей красоте тивдийский мрамор. Полы по большей части сделаны из крупных плит серого русскольского (финляндского) мрамора. Особой достопримечательностью Петропавловского собора являются сарко­ фаги из золено-волпистой яшмы и из орлеца. Они представляют замечательные произведения русского камнерезного искусства. Саркофаги сделаны по проекту художника Гуна, который привлек к работе ряд помощников. Все три государственные фабрики — Петергофская, Екатерин­ бургская, Колыванская — принимали участие в изготовлении саркофагов, при­ чем Петергофская работала около 16 лет. Орлецовый монолит был добыт в 1869 г. и лежал на дворе Екатеринбургской фабрики вплоть до 1887 г ., когда Кабинет решил использовать его для саркофага. Длина монолита была 3 ,2 м, ширина 2 ,85 м, толщина 1,80 м, вес 46 ,7 т. Во дворе Екатеринбургской фабрики было устроено особое помещение, в котором произ­ водилась распиловка орлеца при помощи полос ж елеза с наждаком. Сначала ско­ рость пиления не превышала И мм в сутки, позднее она достигла 33 мм. Работа требовала больших предосторожностей при переворачивании монолита, произ­ водившемся м н о г и м и десятками рабочих. Не легче было и вывезти монолит со двора фабрики и подыскать для него надежный вагон. На ст. Левшино Перм­ ской ж . д. этот монолит встретился со вторым, из ревневской яшмы. Оба моно­ лита в Левшино были перегружены на барж у и водным путем плыли иод надзором двух плотников до ст. Копаево, где они вновь были перегружены в вагоны, в которых и дошли до Старого Петергофа (август 1889 г .). Для их распиловки пришлось заказать специальный станок (1890). Саркофаги были закончены к 1 января 1905 г. и обошлись в 115 293 р уб ., не считая стоимости камня и доставки его в Петергоф. 15 0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz