Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.

огнепоклонников в Баку. Огни на угловых башнях были изображены полыми кусками родонита, снабженными внутри электрическими лампочками. Храм покоился на скале, у подножия которой помещались горельефные аллегорические фигуры торговли и промышленности. Часы эти были сделаны для Нобеля по рисункам художника Е . Якобсон. Интересны также большая ваза из родонита, поддерживаемая двумя фигурами стольников в костюмах времен Алексея Михай­ ловича, и круглый нефритовый стол с кариатидами из серебра в стиле «ампир» (последние две в ещ и— по рисункам Бирнбаума). Начало правильно организованной заграничной торговли фирмы Фаберже относилось ко времени Всемирной выставки в Париже 1900 г. До этого времени многие изделия фирмы вывозились за границу, но случайными путями, в виде подарков, покупок, совершенных в России или через комиссионеров. Успех рус­ ских каменных изделий на Парижской всемирной выставке позволил надеяться на широкий сбыт их, главным образом в Лондоне, где фирмой было открыто отде­ ление. Лондонский магазин обслуживал не только английскую клиентуру, но был связан с Францией, США и Дальним Востоком. Его сотрудники совершали поездки и эти страны и принимали оттуда заказы, которые затем передавались в Петербург. Очень хороший сбыт имели золотые и эмалевые работы, а также крупные серебря­ ные изделия, успех которых объясняется высоким совершенством русской ручной работы. Заграничное производство в погоне за дешевкой давно во всех случаях заменило ручную работу машинной в явный ущерб прочности и тщательности от­ делки. Заграничные зпатоки ие могли не заметить качеств, отличавших русскую ручную работу, в которой внимательный глаз мастера не оставлял никаких недо­ четов и изъянов, столь обычных при механическом производстве. Создалось ненор­ мальное положение: в то время как Россия наводнялась дешевым заграничным юве­ лирным и серебряным товаром, Фаберже сбывал за границу товар более дорогой и более совершенный. Два раза в год отправлялся представитель Фаберже на Восток, главным образом в Пндшо и Сиам. Сиамский двор был самой значительной клиен­ турой в этих краях. От королевской четы получались разнообразные заказы . В н н х заметную роль играл резной нефрит и миниатюрные портреты на эмали, оправлен­ ные бриллиантами. В Сиаме существует обычай традиционного подарка к Новому году. Каждый год назывался именем какого-нибудь животного, например год лошади, год свиньи . В обычае было дарить на Новый год изображение соответствующего живот­ ного. В 1913 г. сиамским двором была заказапа целая серия вещей и брелоков с и зо­ бражением свиней. Среди работ, изготовленных для Сиама, многие были исполнены в сиамском стиле, носящем следы индусского и китайского влияний, с очень б о га ­ тым орнаментом. В таких случаях пользовались образцами, рисунками, фото­ графиями, доставленными пз Спама. 10*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz